У авиакомпаний растет число пассажиров, но не доходы
По итогам I квартала 2010 г. российская гражданская авиация превзошла уровень докризисного 2008 г. по объемным показателям, однако финансовое положение авиаперевозчиков остается на уровне кризисного 2009 г. Согласно опубликованным Росавиацией данным, количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями за первые три месяца 2010 г., составило почти 10,1 млн чел., что на 33,4% больше, чем за соответствующий период 2009 г. Впрочем, небывалые темпы роста не должны вводить в заблуждение, ведь на I квартал прошлого года пришелся самый разгар кризиса и спрос на перевозки, естественно, был низким. А в I квартале 2008 г., когда отрасль испытывала бурный рост, было перевезено около 9,5 млн пасс. (что, кстати, почти на 25% больше, чем за соответствующий период 2007 г., и все тогда удивлялись этому предпризисному, как мы теперь понимаем, росту). Так что перевозки I квартала 2010 г. возросли относительно предкризисного уровня чуть более чем на 6% — результат вполне приличный.
Основной причиной нынешнего роста объемных показателей можно считать существенное снижение тарифов, на которое пошли авиакомпании в ходе кризиса с целью сохранения объемов перевозок и денежного потока. Как отметил недавно коммерческий директор одной из авиакомпаний, по некоторым направлениям в России билеты продаются в четыре раза дешевле себестоимости перевозок. Безусловно, столь острая ситуация наблюдается только на высококонкурентных маршрутах, однако к таковым, вероятно, можно отнести все линии между столицей и городами-миллионниками. Повышение тарифов выглядит неизбежным, но поднимать цены гораздо труднее, чем снижать, поскольку пассажиры уйдут к конкурентам.
При этом рост объемов перевозок, очевидно, требует увеличения оборотного капитала, который, что тоже очевидно, является заемным и не слишком дешевым. Так что суммарные расходы у авиакомпаний растут, вероятно, большими темпами, чем доходы, потому авиаперевозчикам требуется вести очень аккуратную и сбалансированную финансовую политику.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot posts 107.8 billion roubles 1H net profit
- Russian airlines’ H1 traffic shrinks to under 50 million
- Russian airlines’ January through May traffic declined
- Russia’s Utair: transporting more by jets and less by helicopters
- Moscow’s Domodedovo airport nationalized
- Aeroflot Group’s Q1 financial results exceed historic seasonal levels
- Domestic airline traffic in Russia climbs for the first time in four months
- All-Russian-made Superjet-100 makes maiden flight
- Russian airlines approved to wet lease aircraft from foreign operators