У всех по-разному

При росте рынка некоторым авиакомпаниям «удалось» потерять клиентов

Прошедший год оказался весьма удачным для гражданской авиации: рынок авиаперевозок вырос на 18%, опередив даже показатели Китая, где авиакомпании прибавили 16%. По сравнению с 1999 г., самым провальным в истории гражданской авиации России, количество пассажиров фактически удвоилось.

Вместе с ростом перевозок продолжилась тенденция предыдущих лет: сокращение разрыва между показателями лидера рынка — "Аэрофлота" и других перевозчиков. Также проявилась еще одна особенность российского сектора ГА: все компании развиваются неравномерно — у одних показатели превышают средние по отрасли, другие ушли в минус — при этом найти общее для большинства объяснение тех или иных темпов развития практически невозможно.
Тройка лидеров по количеству перевезенных пассажиров пока остается неизменной: "Аэрофлот", "Сибирь", ГТК "Россия". У первых двух компаний итог чуть ниже рыночного, причем у "Аэрофлота" хорошие результаты показали и "дочки" — "Аэрофлот-Дон" и "Аэрофлот-Норд". Первая компания и вовсе стала лидером по росту в двадцатке, прибавив, в основном благодаря парку Ил-86, более 62% пассажиров. Итоги ГТК "Россия" куда более скромные, что делает позицию этой авиакомпании в рейтинге неустойчивой. Почти вплотную к базирующемуся в Санкт-Петербурге перевозчику подошла "Трансаэро", также базирующаяся в Санкт-Петербурге. Возможно, что в 2008 г. ГТК "Россия" сможет более удачно использовать рыночную ситуацию, — компания намерена получить первый среднемагистральный А320 из партии в четыре машины и пополнить парк тремя дальнемагистральными Boeing 767. Впрочем, намеченный на текущий год план расширения парка "Трансаэро" может вывести компанию на первое место среди российских авиаперевозчиков по располагаемой провозной емкости, так что не исключено, что авиакомпании удастся и поменять свою позицию в рейтинге. На пятой позиции в рейтинге по итогам 2007 г. оказалась UTair, в последние два года стабильно растущая примерно на 20% в год. Правда, из-за более бурного развития "Трансаэро" перевозчику пришлось опуститься на одну позицию. Если UTair сохранит прежние темпы в 2008 г. (а, как показали итоги января, скорость остается на уровне предыдущих периодов), то за год компания сможет обслужить около 3,5 млн клиентов. Расстановка позиций на третьей, четвертой и пятой строках рейтинга станет одной из самых интересных интриг наступившего года.
В 2007 г. активно росли авиакомпании, специализирующиеся на чартерных перевозках туристов из России на курорты — "ВИМ-авиа" и "Атлант-Союз". Получив массу нареканий со стороны туристов, замечания от регулирующих органов (их причиной становилось несоблюдение расписания), авиакомпания "ВИМ-авиа" увеличила число своих пассажиров на 46% и переместилась с седьмой на шестую строку в рейтинге. Показатели "Атлант-Союза" лишь немного меньше — 38%. Спрос на туристические перевозки вряд ли уменьшиться в 2008 г. — правда, авиакомпании в своих возможностях ограничены существующим парком.
Новичок "Скай Экспресс", приступивший к полетам в начале 2007 г., за первый год своего существования налетал на 17-е место в рейтинге, сместив с него калининградскую "КД авиа". Для сравнения: другая относительно новая компания, "Авиапрад", начавшая работу в середине 2006 г., заняла 23-ю позицию (в начале 2008 г. было объявлено о прекращении ее деятельности).
Помимо уже упоминавшихся "Аэрофлот-Дона" и "Трансаэро" рост более чем на 50% в прошедшем году показали "Татарстан" и "Оренбургские авиалинии" (сейчас компания работает под брендом OrenAir). В случае с оренбургским перевозчиком подобный успех можно объяснить еще более эффективным использованием полученных в 2006 г. самолетов Boeing 737. В 2007 г. компания достаточно активно работала на туристических направлениях, выполняя чартерные рейсы (основной рост пришелся именно на международные, а не на внутренние направления). "Татарстан" также поднялся на туристах, но возил отдыхающих преимущественно на арендованных Ил-86. Перевозчику пока так и не удалось получить купленные CRJ900 (Bombardier) из-за отсутствия сертификации этих машин в России. Главное для этих компаний сейчас — удержать полученные позиции и доказать таким образом, что рост не был спонтанным.
В минусе в прошедшем году в первой двадцатке оказались две авиакомпании — "КрасЭйр" и "Кавминводыавиа". Красноярская компания потеряла 9% пассажиров, опустившись с шестого на седьмое место в списке. Менеджмент авиакомпании объяснял такой результат перераспределением части маршрутов в пользу "Домодедовских авиалиний" (компания входит в альянс AiRUnion, созданный "КрасЭйр"). ДАЛ действительно в 2007 г. отработала с положительным результатом, увеличив количество своих пассажиров. Однако сумма клиентов "КрасЭйр" и ДАЛ в 2007 г. меньше аналогичного показателя в 2006 г. Кстати, "Домодедовские авиалинии" — единственный участник AiRUnion, оказавшийся в плюсе. "Самара" потеряла 21% и опустилась с 20-го на 26-е место, "Сибавиатранс" — 23%, "Омскавиа" вообще не попала в список 45 компаний (в 2006 г. перевозчик занимал 43-е место). Если сложить результаты всех компаний AiRUnion ("Омскавиа" — по предыдущему году), то альянс в рейтинге займет пятое место по количеству перевезенных пассажиров.

 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.