В отрыве от производства

Что представляет собой современная система подготовки пилотов

В последние годы российские авиакомпании все чаще сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных летных кадров. Сложилась достаточно парадоксальная ситуация: в целом по воздушному транспорту страны количество пилотов превышает реальный спрос, но вместе с тем среди них становится все меньше молодежи, которой к тому же оказывается все сложнее повышать классность и осваивать новые типы самолетов. Руководители авиакомпаний с тревогой отмечают, что скоро столкнутся с дефицитом летных экипажей на технику, реально эксплуатируемую отечественными перевозчиками, а существующую систему обучения пилотов назвать системой можно лишь с большой натяжкой - гораздо больше это напоминает набор разрозненных элементов, унаследованных от механизма времен СССР.
О проблемах подготовки летных экипажей корреспонденту АТО Артему ФЕТИСОВУ рассказал заместитель генерального директора, летный директор "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ) Дмитрий ШИРЯЕВ.


Существовавшая в СССР система обучения пилотов не полностью соответствовала требованиям, прописанным в Чикагской конвенции 1944 г. и приложениях к ней. В те годы курсант летного училища (высшего или среднего) получал свидетельство пилота, хотя его налет составлял не более 100-110 ч. В то же время пункт 2.4.1.3 Приложения 1 к Чикагской конвенции говорит о том, что получить лицензию коммерческого пилота и право выполнять перевозки за плату на нерегулярной основе может только выпускник училища, имеющий налет не менее 140 ч.

Однако сложившаяся в Союзе практика подготовки летного состава компенсировала это несоответствие. После училища бывший курсант шел на работу в малую авиацию, где на самолетах Ан-2, Ил-14, Як-40, Ан-24 набирал необходимый налет. Похожий путь проделывали - и проделывают до сих пор - пилоты зарубежных авиакомпаний. Дело в том, что по Чикагской конвенции должность линейного пилота в коммерческой авиакомпании можно получить только при налете в 1,5 тыс. ч (пункт 2.5.1.3 Приложения 1 к Конвенции), поэтому необходимый опыт пилоты зарабатывают в частной авиации или АОН.

При формальном отступлении от требований ICAO советская система обеспечивала отрасль необходимыми кадрами. Более того, она эволюционировала в сторону международной практики. Например, курсанты Актюбинского и Кировоградского высших авиационных училищ выпускались, налетав 140 ч, хотя их доля в общем потоке "новобранцев" в те годы была небольшой.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.