Венский транзит
До конца июля немецкая Lufthansa предполагает завершить сделку по приобретению авиакомпании Austrian Airlines, после чего под контролем Lufthansa окажутся пять крупных европейских хабов. Однако, как полагают в Austrian и в управляющей компании аэропорта Вены Flughaven Wien AG, сделка только усилит роль венского узла как хаба между Востоком и Западом.
Собственные хабы Lufthansa расположены во Франкфурте и Мюнхене, хаб в Цюрихе развивает входящая в группу Lufthansa авиакомпания Swiss. В настоящее время, после завершения сделки по приобретению Brussels Airlines, Lufthansa запустила процесс создания четвертого хаба в аэропорту Брюсселя. На очереди — Вена.
Президент Austrian Андреас Бирвирт не считает, что переход авиакомпании под контроль Lufthansa негативно скажется на развитии венского хаба, — скорее, наоборот: "Мы продолжим развитие стратегии "В фокусе — Восток". Именно она послужила причиной, по которой Lufthansa заинтересовалась приобретением Austrian. В партнерстве с Lufthansa мы ждем роста продаж благодаря оптимизированному расписанию и организации комбинированных рейсов. Например, пассажир сможет лететь из Москвы в Нью-Йорк с пересадкой во Франкфурте, а на обратном пути — с пересадкой в Вене".
Как отмечает д-р Бирвирт, Вена отстоит дальше всех на восток среди пяти хабов Lufthansa и дальше всего удалена от них. Однако между аэропортами, естественно, существует конкуренция и наиболее эффективные и привлекательные аэропорты окажутся в выигрыше от партнерства с группой Lufthansa. Поэтому будущее венского аэропорта зависит от успеха Austrian, и наоборот. Михаель Тмей, управляющий директор Vienna Aircraft Handling, надеется, что ожидаемая сделка не сможет негативно повлиять на планы развития аэропорта, хотя в данный момент существует некая неопределенность ситуации. "Для венского аэропорта тоже происходят большие мировоззренческие изменения, поскольку в прошлом у него был только один клиент, Austrian, и никакой конкуренции не было", — говорит Андреас Бирвирт.
В настоящее время на долю Austrian приходится почти 50% пассажиров в авиаузле Вены, и Flughaven Wien AG совместно с Austrian также видит перспективы в развитии восточного направления и концентрации транзитных маршрутов. Конкуренцию венскому аэропорту в определенной степени составляют аэропорты Риги и Калининграда, однако неоспоримым преимуществом Вены послужит потенциал группы Lufthansa.
Стратегию "В фокусе — Восток" Austrian развивает с 2003 г., когда компания перевозила между Россией и Австрией около 120 тыс. пасс. в год. В 2008 г. количество перевезенных пассажиров превысило 350 тысяч. Столь же последовательно развивается и аэропорт. Согласно данным Flughaven Wien AG, в 2005–2008 гг. темпы роста пассажиропотока венского аэропорта стабильно превышали аналогичные средние показатели европейских авиаузлов; в 2007 г. эта разница достигла 5,7 процентных пункта. Однако глобальный экономический кризис снизил темпы роста пассажиропотока в 2008 г. до 5,2% против 11% в 2007 г. Тем не менее аэропорт остался в зоне роста, тогда как усредненный пассажиропоток по всем европейским аэропортам сократился на 0,7%. В 2008 г. в Вене было обслужено 19,7 млн пасс., доля транзитных пассажиров незначительно снизилась по сравнению с 2007 г. и составила 30,1%. Пассажиропоток на приоритетном для аэропорта Вены восточноевропейском направлении возрос на 9,6%; основными пунктами назначения стали Бухарест и Москва. Показатели 2009 г. отражают общеевропейскую тенденцию падения пассажиропотока — за первые три месяца года в аэропорту Вены он сократился на 14,8%. Однако г-н Тмей убежден, что в ближайшие два-три года ситуация выровняется.
Аэропорт развивается в соответствии с генеральным планом, первый этап которого — строительство командно-диспетчерского пункта — завершен в 2006 г. Вторым этапом стало строительство нового пассажирского терминала SkyLink, который после ввода в эксплуатацию в 2012 г. сможет обслуживать до 24 млн пасс. в год. SkyLink сохранит рекордное по европейским меркам время стыковки между рейсами — 25 мин, а за счет деления на три зоны сможет одновременно принимать как граждан Евросоюза, так и гостей из других стран и транзитных пассажиров. Реализация третьего этапа генерального плана предусматривает строительство третьей ВПП, что позволит аэропорту подготовиться к прогнозируемой интенсификации воздушного движения, а также даст возможность принимать мегалайнеры типа А380.
Динамичное развитие аэропорта и удачное географическое положение страны позволяют Вене стать новой узловой точкой на карте Европы. Исследование Европейской комиссии и МВФ показывает, что свыше 13 млн чел. из трех европейских стран проживают в зоне охвата обслуживания венского аэропорта. Строительство скоростной железнодорожной ветки, которая входит в перечень стратегических задач Flughaven Wien AG и соединит Вену и Будапешт, вероятно, позволит аэропорту укрепить позиции в качестве восточного связующего звена.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent