Вертолетный холдинг почти готов
Вот уже пару лет внимание авиационной общественности приковано к созданию Объединенной авиастроительной корпорации. По поводу того, какой должна быть ОАК, сломано немало копий, однако эта холдинговая структура еще не доросла даже до стадии "бумажного проекта". А тем временем без лишнего шума в российском авиапроме образовался вертолетный холдинг. Его головной фирмой стало ОАО "ОПК "Оборонпром"", которое до недавнего времени имело двух акционеров: Рособоронэкспорт и Росимущество. В сентябре корпорация "Оборонпром" провела допэмиссию и увеличила свой уставный капитал, а в число ее акционеров вошли правительство Татарстана и вертолетный завод "Роствертол".
Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" была создана в 2002 г. в форме ЗАО на паритетных началах между ФГУП "Рособоронэкспорт" и ФГУП "Государственная инвестиционная корпорация" (Госинкор). В Оборонпром были переданы принадлежащие Госинкору акции ОКБ Сухого (не путать с созданной в 2001 г. АХК "Сухой") и Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ). После ликвидации Госинкора в начале 2003 г. его доля в Оборонпроме перешла в распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество), и компания была преобразована в открытое акционерное общество. В ведение Оборонпрома отошли и активы ряда предприятий ОПК, не связанные с производством вертолетов.
В марте 2004 г. глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин внес в Минпромэнерго проект создания холдинга, который должен объединить предприятия, разрабатывающие и изготавливающие вертолеты марки "Ми". Управляющей компанией холдинга стал Оборонпром. Роль головной компании вертолетного холдинга была закреплена за ним указом президента (ноябрь 2004 г.) и постановлением правительства (май 2005 г.).
В соответствии с этими документами в уставный капитал Оборонпрома были переданы принадлежавшие государству пакеты в 49,18% акций УУАЗ, 31% акций Московского вертолетного завода им. Миля (МВЗ), 38% акций Московского машиностроительного завода "Вперед" (ММЗ) и 60% акций Ступинского машиностроительного производственного предприятия (СМПП). Еще 14% акций УУАЗ и денежные средства в уставный капитал внес Рособоронэкспорт. Такое развитие событий носило предсказуемый характер — во всех этих предприятиях Росимуществу и Рособоронэкспорту принадлежали пакеты акций от блокирующего до контрольного.
Гораздо больший интерес вызвали сообщения о включении в холдинг ростовского вертолетного завода "Роствертол" и Казанского вертолетного завода (КВЗ). Участие государства в акционерном капитале обоих предприятий оставалось ограниченным, а это значит, что идеологи создания холдинга сумели найти веские аргументы в пользу такой кооперации.
Военная составляющая бизнеса завода "Роствертол" определяет его зависимость от государства, хотя это предприятие, специализирующееся на производстве и ремонте вертолетов Ми-24/35 и Ми-26, контролируется частными акционерами. У "Роствертола" нет права на самостоятельный экспорт боевой техники (а это важнейшая часть доходов завода) — значит, нужно поддерживать добрые отношения с Рособоронэкспортом. Еще одним доводом в пользу вхождения в холдинг стало решение государства профинансировать запуск в серийное производство ударного вертолета Ми-28Н, над которым завод самостоятельно работал уже многие годы.
Менее очевидны причины, подтолкнувшие правительство Татарстана передать Оборонпрому блокирующий пакет в Казанском вертолетном заводе (КВЗ). Более 50% акций КВЗ контролирует менеджмент завода, а правительству Татарстана принадлежит 29,92%. Благодаря юридической независимости от государства и поддержке со стороны местных властей, КВЗ вот уже несколько лет довольно эффективно сопротивлялся попыткам включить его в какие-либо интегрированные структуры. Однако создателям холдинга такой актив был просто необходим — КВЗ и подконтрольный Рособоронэкспорту УУАЗ выпускают модификации одного и того же Ми-17, конкурируя друг с другом (в Улан-Удэ собирают Ми-171, в Казани — Ми-172). В июле нынешнего года правительство Татарстана сменило свою позицию и согласилось внести 29,92% акций в уставный капитал холдинга, получив взамен 15,07% акций Оборонпрома. При этом (как можно судить по некоторым заявлениям руководства Рособоронэкспорта) была достигнута договоренность о том, что только на КВЗ сохранится линия окончательной сборки Ми-17, а УУАЗ будет заниматься производством комплектующих для этого вертолета.
В конце концов стороны договорились, что ОАО "Роствертол" вносит в уставный капитал Оборонпрома денежные средства в размере 144 млн руб., а правительство Татарстана — 29,92% акций КВЗ. После допэмиссии акций Оборонпрома уставный капитал общества возрастает с 1,442 млрд до 4,3 млрд руб., доля государства (а точнее, Росимущества) в Оборонпроме составляет 51% акций, доля Рособоронэкспорта — 31,13%, в собственность Республики Татарстан отходит 15,07%, а "Роствертол" становится собственником 2,79%.
Получив акции компаний, без которых создание холдинга было бы немыслимо, Оборонпром уже озвучил планы довести со временем свои пакеты в этих предприятиях до контрольных. Предполагается, что для этой цели будет использоваться либо обмен акций предприятий-участников на акции корпорации, либо прямой выкуп акций.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent