Вертолетный холдинг почти готов

Его строительство идет гораздо успешнее, чем создание ОАК

Вот уже пару лет внимание авиационной общественности приковано к созданию Объединенной авиастроительной корпорации. По поводу того, какой должна быть ОАК, сломано немало копий, однако эта холдинговая структура еще не доросла даже до стадии "бумажного проекта". А тем временем без лишнего шума в российском авиапроме образовался вертолетный холдинг. Его головной фирмой стало ОАО "ОПК "Оборонпром"", которое до недавнего времени имело двух акционеров: Рособоронэкспорт и Росимущество. В сентябре корпорация "Оборонпром" провела допэмиссию и увеличила свой уставный капитал, а в число ее акционеров вошли правительство Татарстана и вертолетный завод "Роствертол".

Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" была создана в 2002 г. в форме ЗАО на паритетных началах между ФГУП "Рособоронэкспорт" и ФГУП "Государственная инвестиционная корпорация" (Госинкор). В Оборонпром были переданы принадлежащие Госинкору акции ОКБ Сухого (не путать с созданной в 2001 г. АХК "Сухой") и Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ). После ликвидации Госинкора в начале 2003 г. его доля в Оборонпроме перешла в распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество), и компания была преобразована в открытое акционерное общество. В ведение Оборонпрома отошли и активы ряда предприятий ОПК, не связанные с производством вертолетов.
В марте 2004 г. глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин внес в Минпромэнерго проект создания холдинга, который должен объединить предприятия, разрабатывающие и изготавливающие вертолеты марки "Ми". Управляющей компанией холдинга стал Оборонпром. Роль головной компании вертолетного холдинга была закреплена за ним указом президента (ноябрь 2004 г.) и постановлением правительства (май 2005 г.).
В соответствии с этими документами в уставный капитал Оборонпрома были переданы принадлежавшие государству пакеты в 49,18% акций УУАЗ, 31% акций Московского вертолетного завода им. Миля (МВЗ), 38% акций Московского машиностроительного завода "Вперед" (ММЗ) и 60% акций Ступинского машиностроительного производственного предприятия (СМПП). Еще 14% акций УУАЗ и денежные средства в уставный капитал внес Рособоронэкспорт. Такое развитие событий носило предсказуемый характер — во всех этих предприятиях Росимуществу и Рособоронэкспорту принадлежали пакеты акций от блокирующего до контрольного.
Гораздо больший интерес вызвали сообщения о включении в холдинг ростовского вертолетного завода "Роствертол" и Казанского вертолетного завода (КВЗ). Участие государства в акционерном капитале обоих предприятий оставалось ограниченным, а это значит, что идеологи создания холдинга сумели найти веские аргументы в пользу такой кооперации.
Военная составляющая бизнеса завода "Роствертол" определяет его зависимость от государства, хотя это предприятие, специализирующееся на производстве и ремонте вертолетов Ми-24/35 и Ми-26, контролируется частными акционерами. У "Роствертола" нет права на самостоятельный экспорт боевой техники (а это важнейшая часть доходов завода) — значит, нужно поддерживать добрые отношения с Рособоронэкспортом. Еще одним доводом в пользу вхождения в холдинг стало решение государства профинансировать запуск в серийное производство ударного вертолета Ми-28Н, над которым завод самостоятельно работал уже многие годы.
Менее очевидны причины, подтолкнувшие правительство Татарстана передать Оборонпрому блокирующий пакет в Казанском вертолетном заводе (КВЗ). Более 50% акций КВЗ контролирует менеджмент завода, а правительству Татарстана принадлежит 29,92%. Благодаря юридической независимости от государства и поддержке со стороны местных властей, КВЗ вот уже несколько лет довольно эффективно сопротивлялся попыткам включить его в какие-либо интегрированные структуры. Однако создателям холдинга такой актив был просто необходим — КВЗ и подконтрольный Рособоронэкспорту УУАЗ выпускают модификации одного и того же Ми-17, конкурируя друг с другом (в Улан-Удэ собирают Ми-171, в Казани — Ми-172). В июле нынешнего года правительство Татарстана сменило свою позицию и согласилось внести 29,92% акций в уставный капитал холдинга, получив взамен 15,07% акций Оборонпрома. При этом (как можно судить по некоторым заявлениям руководства Рособоронэкспорта) была достигнута договоренность о том, что только на КВЗ сохранится линия окончательной сборки Ми-17, а УУАЗ будет заниматься производством комплектующих для этого вертолета.
В конце концов стороны договорились, что ОАО "Роствертол" вносит в уставный капитал Оборонпрома денежные средства в размере 144 млн руб., а правительство Татарстана — 29,92% акций КВЗ. После допэмиссии акций Оборонпрома уставный капитал общества возрастает с 1,442 млрд до 4,3 млрд руб., доля государства (а точнее, Росимущества) в Оборонпроме составляет 51% акций, доля Рособоронэкспорта — 31,13%, в собственность Республики Татарстан отходит 15,07%, а "Роствертол" становится собственником 2,79%.
Получив акции компаний, без которых создание холдинга было бы немыслимо, Оборонпром уже озвучил планы довести со временем свои пакеты в этих предприятиях до контрольных. Предполагается, что для этой цели будет использоваться либо обмен акций предприятий-участников на акции корпорации, либо прямой выкуп акций.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.