Внешторгбанк продолжает активное продвижение своих услуг в авиации

Интервью с вице-президентом, начальником Первого управления Внешторгбанка по работе с крупными клиентами Ириной ДАНИЛОВОЙ

Вступив в фазу активного развития после длительного периода спада, предприятия гражданской авиации страны все чаще сталкиваются с необходимостью привлечения денежных средств для реализации своих планов, обновления парка воздушных судов, расширения инфраструктуры. И тут без услуг банков не обойтись. Среди лидеров отечественного банковского сектора страны - Внешторгбанк (ВТБ), крупнейший коммерческий банк по размеру уставного капитала. Он достаточно давно начал работать с предприятиями воздушного транспорта, и его услугами уже пользуются авиакомпании "Аэрофлот", "КрасЭйр", "Сибирь", "Полет", "Кавминводыавиа", "Омскавиа", "Домодедовские авиалинии" и ГУАП "Пулково", аэропорты "Шереметьево" и "Пулково". О том, как Внешторгбанк строит работу с предприятиями воздушного транспорта, Ирина ДАНИЛОВА рассказала главному редактору АТО Алексею КОМАРОВУ.

АТО: Ирина Игоревна, какие виды финансовых услуг предлагает ВТБ своим клиентам из авиационной отрасли?

И. Д.: Сотрудничество с предприятиями гражданской авиации страны является одним из приоритетных стратегических направлений деятельности Внешторгбанка. За последние два года общий объем принятых банком кредитных рисков на проведение операций с предприятиями воздушного транспорта составил более 400 млн долл., и мы продолжаем активное продвижение своих услуг в авиации.

С предприятиями воздушного транспорта банк строит отношения на основе стратегического партнерства, которое предусматривает организацию финансирования текущих и инвестиционных потребностей компаний, в том числе в рамках предэкспортного кредитования и кредитования импортных закупок с использованием инструментов зарубежных экспортных страховых агентств.

Внешторгбанк привлекается предприятиями гражданской авиации к разработке валютно-финансовых условий сотрудничества с зарубежными партнерами, для проведения экспертиз и организации финансирования инвестиционных проектов.

В целях кредитования текущих и инвестиционных потребностей своих клиентов ВТБ использует лимиты в области экспортного и предэспортного финансирования и документарных операций, открытые на Внешторгбанк иностранными кредитными учреждениями, в том числе с использованием покрытия государственных институтов страхования экспортных кредитов. Объем линий, выставленных западными банками или страховыми агентствами на закупку оборудования либо на привлечение предэкспортного, торгового и иных видов финансирования, достигает 3 млрд долл.

В ВТБ активно развивается инвестиционный блок, который занял агрессивную позицию на рынке. Примерами удачных проектов банка мы считаем выпуск облигационного займа для UTair на 1 млрд руб. в прошлом году, а в 2005 году - размещение выпуска облигаций ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг" общей номинальной стоимостью 3 млрд руб.

На авиационном рынке все чаще предлагается схема вексельного кредитования, при которой клиент получает кредит посредством предоставления векселей Внешторгбанка, что особенно привлекательно в рамках закупок топлива.

Учитывая существующий интерес корпоративных клиентов банка к страхованию своих валютных и товарных рисков, Внешторгбанком разработан и внедрен ряд новых банковских продуктов, позволяющих клиентам хеджировать (страховать) данные виды рисков. К таким продуктам относятся конверсионные операции "форвард" и "своп", продажа клиентам валютных опционов, проведение операций на биржевом рынке с производными финансовыми инструментами (валютными и товарными опционами и фьючерсами) по поручению клиента.

Внешторгбанк готов рассматривать и участвовать в реализации социальных программ своих клиентов как в части финансирования строительства жилья для сотрудников клиента, так и в части их ипотечного кредитования. По существующим отзывам, реализуемая банком программа ипотечного кредитования на сегодняшний день является одной из самых передовых на ритейловом рынке и с точки зрения стоимости кредитных ресурсов, и с точки зрения сроков и условий кредитования.

Занимается банк и финансовым консультированием. Клиент может прийти к нам со своим контрактом с зарубежным партнером, и мы подключим сотрудников банка и экспертов, которые помогут выстроить расчеты в рамках контракта таким образом, чтобы это было наиболее выгодно клиенту. Как правильно оформить аккредитив, гарантии и другие документарные операции - тут опыт наших сотрудников уникален, они знают все детали.

АТО: Среди предприятий отрасли воздушного транспорта, пожалуй, наиболее капиталоемкими являются проекты, связанные с развитием аэропортов. Участвует ли ВТБ в кредитовании подобных проектов?

И. Д.: Да, конечно. Внешторгбанк принимает активное участие в проектах и программах, связанных с развитием аэропортовой деятельности. Среди корпоративных клиентов банка - ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево"", ФГУАП "Пулково", с которым мы сотрудничаем по проекту реконструкции.

С "Шереметьево" мы заключили соглашение о сотрудничестве, наметив в нем объемный план действий: участие ВТБ в проекте создания третьего терминала, финансирование реконструкции терминала № 2. Кроме того, в соответствии с соглашением Внешторгбанк будет предоставлять аэропорту "Шереметьево" широкий спектр финансовых услуг, включая комплексное банковское обслуживание, проведение лизинговых операций и финансирование программ развития, в том числе по проектам транспортной доступности аэропорта. Внешторгбанк намерен содействовать развитию системы международных и внутренних расчетов и внедрению современных технологий управления финансами для повышения эффективности деятельности аэропорта.

Работает ВТБ и с "Пулково". В рамках принятого лимита в 40 млн долл. часть денег пойдет на обеспечение текущей деятельности, часть - на реконструкцию аэровокзального комплекса "Пулково-2".

Внешторгбанк внимательно следит за реконструкцией Красноярского аэропорта, глубоко заинтересован обсуждавшейся в Минтрансе темой развития аэропорта "Кольцово" в Екатеринбурге. В этом городе у ВТБ очень сильные позиции - мощный филиал, хорошие связи с администрацией области и города, - поэтому сейчас предстоит весьма серьезный анализ данного проекта.

Прорабатывается вопрос о возможном участии в программе развития аэропорта Нижнего Новгорода. Есть предложения по малым аэропортам в Сибири, которые нужны нефтяникам, поскольку через них осуществляется северный завоз. Пока эти предложения находятся в стадии рассмотрения - тема эта для нас новая.

АТО: Как будет оформлено участие банка в проекте строительства третьего терминала в аэропорту "Шереметьево"?

И. Д.: Степень вовлечения банка в этот проект пока до конца не зафиксирована, достигнуты лишь принципиальные договоренности и начинается проработка самих условий сделки. Сейчас рассматриваются разные варианты сотрудничества: в качестве акционера, в качестве кредитора или иные. С середины мая мы ведем активные консультации с ОАО "Терминал", ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево"". Проект довольно сложный, и думаю, что сделка между всеми его участниками будет заключена не ранее конца 2005 г. - начала 2006 г.

АТО: ВТБ входит в пул банков, решивших финансировать проект создания российского регионального самолета (RRJ). Анализировал ли банк риск данного проекта, намерен ли он стать одним из акционеров ОАО "Гражданские самолеты Сухого" или ограничится ролью кредитной организации по проекту?

И. Д.: У Внешторгбанка давние отношения с АХК "Сухой" - мы обслуживаем большинство, если не все контракты этой компании. По мнению банка, проект RRJ достаточно интересный и рынок для него, несомненно, существует. Нас как внешнеторговый банк привлекает еще и его экспортная направленность. Я присутствовала на защите двух этапов проекта и видела заинтересованность ведущих зарубежных авиакомпаний в нем. Мы также участвуем в переговорах с ЕБРР о возможном привлечении финансирования под этот проект.

Несмотря на необходимость замены парка самолетов, в первую очередь регионального, финансовое состояние российских авиакомпаний не позволяет покупать большие объемы новой авиатехники. Но специалисты банка уже начали прорабатывать варианты структурирования сделок для отечественных перевозчиков. Для этого возможно использовать "ВТБ Лизинг", другие лизинговые компании.

На проект RRJ мы установили лимит в размере 195 млн долл., предусматривающий сделки продолжительностью до 7 лет как под поручительство АХК "Сухой" (бизнес этой компании на ближайшие три-четыре года нам понятен), так и под государственные гарантии, плюс есть сделки по кредитным линиям зарубежных банков и страховых агентств. Так, сейчас идет обсуждение контракта с Thales в рамках RRJ. Планируется привлечь финансирование от французских банков под гарантию CОFACЕ. Это будет очень длинное финансирование. Риск, конечно, есть, как и в любой инвестиционной программе, и он тщательно анализировался.

АТО: Ведущие авиакомпании России в последние годы активно развиваются, но отрасль авиаперевозок подвержена взлетам и падениям, и 2005 год начался для нее не слишком удачно. Как строится работа ВТБ с авиаперевозчиками в нынешних условиях?

И. Д.: Я бы не сказала, что нынешние условия драматически отразились на наших клиентах. Да, региональные авиакомпании замерли в своем развитии, а вот крупные продолжают наращивать объемы работ. Посмотрите, например, на UTair - каждый месяц 20-30% прироста! "Сибирь", "КрасЭйр" вынашивают очень интересные планы, равномерно развивается "Аэрофлот".

ВТБ привлекают планы "КрасЭйр" по созданию альянса. Банк установил лимит в размере 600 млн руб. на эту компанию, и есть еще отдельные лимиты на других членов альянса. Наверное, сейчас все будем сводить воедино и рассматривать структуру как холдинг. Ведем переговоры с руководством компании.

Однако мы готовы работать и с небольшими авиаперевозчиками, используя разветвленную филиальную сеть ВТБ. Например, "Омскавиа" привлек наш филиал; "Полет" - тоже клиент местного филиала. С присоединением "Гута-Банка" с его развитой филиальной сетью возможности ВТБ становятся еще больше.

Внешторгбанк не концентрируется только на обслуживании крупных клиентов. Наоборот, сейчас вместе с консультантами создается программа работы со средним бизнесом. Это тема регионального развития, и здесь и региональные аэропорты, и авиакомпании будут для нас очень интересны. Хотя уже сейчас мы работаем с ними на уровне филиалов.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.