Возможности e-Cargo, или Шанс остаться на рынке

Источник:
: Грузоперевозки
Подробно об авторе:
Рано ДЖУРАЕВА, президент Инновационного Центра гражданской авиации; Алексей ТАБАКОВ, директор по развитию Инновационного Центра гражданской авиации

В марте 2013 года IATA утвердила стандарт многостороннего электронного соглашения — Multilateral e-AWB Agreement, позволяющий авиакомпаниям и экспедиторам перейти на единую электронную накладную. Переход на многостороннее электронное соглашение не является обязательным, однако если в кратчайшие сроки российские авиаперевозчики на международных линиях "не подключатся к системе", они окажутся вне рынка, поскольку им будет крайне сложно продать свою услугу: заказчики перевозки их просто не увидят в новом бизнес-пространстве. При этом IATA постоянно подчеркивает, что переход на стандарты e-Cargo принесет выгоду не только авиакомпаниям, но и всем участникам логистической цепочки.

Неразвитая логистика вкупе с географической протя­женностью России является одной из причин завы­шенных цен на товары, прежде всего импортные, а также на транспортные услуги, что серьезно тормозит раз­витие российской экономики. Доля логистических издер­жек в ВВП России достигает 19%, в то время как в Китае — 18,1%, в Бразилии и Индии — 11–13%, в США — 8,5%, в Италии — 9,4%, в Японии — 8,7%, в Германии — 8,3%. В денежном исчислении логистические издержки на пере­движение товаров в России превышают 350 млрд долл. в год, и эти расходы ложатся на покупателей. В результате в стоимости товаров доля логистических издержек достигает в среднем по России 28%, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 10%.

Современная логистика, предполагающая в конечном итоге доставку товара/груза от первичного отправителя к конечному получателю, строится на мультимодальных схемах перевозки и предполагает единую ответственность ло­гистического оператора по срокам доставки, по стоимости, по сохранности груза и его оформлению.

Для свободной конкуренции на международном рынке по факту вступления в ВТО российским транспортным ком­паниям необходимо работать по мировым стандартам и технологиям, что требует соответствия на законодательном и технологическом уровне.

В этой связи необходим перевод всего документооборота по оформле­нию и сопровождению грузоперевоз­ки в безбумажный (электронный) формат. При этом электронный доку­мент является подлинником, заверяет­ся электронно-цифровой подписью и имеет полную юридическую силу, а бумажные документы вовсе исчезают из оборота. В авиаперевозках такой биз­нес-процесс соответствует технологии e-Cargo, включающей внедрение стандарта e-Freight. 

Для применения данной технологии не только на авиационном транспорте целесообразно рассмотреть следующую схему: электронный документ формиру­ется логистическим оператором и дей­ствует от начала до конца перевозки, позволяя оформлять груз на любом виде транспорта. Данный бизнес-процесс предполагает внедрение единого стандарта оформления документов на груз и единого формата обмена электронными данными, который может применяться на всех видах транспорта.

Экономические выгоды благодаря внедрению e-freight, %

 

Отправитель

Логистический оператор

Терминальный агент

Авиакомпания

Сокращение времени на обработку документов

38

51

50

30

Сокращение затрат на документооборот

38

38

27

29

Источники: IATA World Cargo Symposium (март 2013 г.), Управление гражданской авиации Сингапура.

АВТО/АВИА

Авиационные грузовые перевозки невозможно рассматривать отдельно от других видов транспорта. Любой аэропорт является мультимодальным узлом по определе­нию, поскольку предполагает подвоз/развоз грузов авто­транспортом. Соответственно, оформление и сопровожде­ние такой перевозки логично осуществлять в едином конту­ре — в противном случае по мере отказа от бумаги в авиа­перевозках сегмент "авто" может стать единственным, ради которого придется готовить документы на бумаге.

Стандарт e-Freight в авиаперевозках предполагает полный отказ от бумажных документов, что принципиально отлича­ется от процедуры предварительного информирования (ПИ) в электронном виде на автотранспорте. ПИ действительно ускоряет процесс оформления грузов, но не отменяет бумаж­ных документов, поскольку юридически перевозочные доку­менты "авто" по-прежнему действительны только на бумаге.

Таким образом, хотя с учетом обязательного и повсемест­ного внедрения ПИ в автоперевозках сегмент "авиа" отста­ет, в рамках пилотного проекта e-Freight грузовые авиапе­ревозчики идут на шаг впереди, поскольку сразу переходят к безбумажному взаимодействию.

Здесь целесообразно еще раз остановиться на комплекс­ном понимании безбумажной технологии мировым логи­стическим сообществом и рассмотреть все составляющие e-Cargo в понимании IATA.

E-CARGO

e-Cargo — это рекомендованная IATA безбумаж­ная технология, внедряемая в рамках программы по упро­щению ведения бизнеса (Simplifying the Business). Руково­дитель направления Cargo e-Business Management в IATA Ги-йом Друси подчеркивает, что бизнес-процессы e-Cargo не являются сугубо авиационными, а охватывают всех участ­ников перевозки: "В основе e-Cargo лежит технология e-Freight, предполагающая безбумажный документооборот от грузоотправителя к грузополучателю". e-Cargo включает:

  • оформление грузовой перевозки без выпуска бумажной грузовой накладной (e-AWB);
  • использование электронной домашней грузовой наклад­ной e-HAWB, которая действительна в мультимодальных перевозках и признается как экспедитором при автодо­ставке, так и авиакомпанией;
  • создание и движение коммерческих, транспортных и та­моженных документов в виде электронных сообщений (e-Freight — "сердце" e-Cargo);
  • заключение соглашений — двусторонних и многосторон­них — в электронном виде с использованием электрон­но-цифровой подписи (EDI-Agreement, Multilateral e-AWB Agreement);
  • электронную декларацию безопасности груза (e-Security Declaration).

В настоящее время в процесс внедрения e-Freight вовлече­но 42 страны. В максимальном объеме e-Freight внедрена на тех направлениях, где российские авиакомпании намерены наращивать свою долю рынка, а именно Европа — Азия — Северная Америка. И этот факт должен стать определенным стимулом для России. Компания, внедрившая e-Freight, уве­личивает не только свою долю рынка, забирая ее у конкурен­та, но и сам объем рынка за счет ввода дополнительных услуг, и это преимущество передается по всей цепочке поставок.

Гийом Друси отмечает, что для сложных отраслей, таких как транспорт, изменения не проходят естественно: резуль­тат возможен только волевым решением путем объедине­ния усилий всех участников цепочки от грузоотправителя к грузополучателю. По его словам, при внедрении техноло­гии важно избежать опасного соблазна брать существую­щие "бумажные" процедуры и повторять их в электронном виде, необходимо их упростить, поскольку электронная среда очень этому способствует.

Практика показывает, что при внедрении новой техноло­гии одна из сторон-участников получает в краткосрочный период больше преимуществ или затрачивает больше усилий по сравнению с другими, но в долгосрочной перспективе преимущества получают все. В качестве иллюстрации при­ведем экономический эффект от внедрения e-Freight на при­мере Сингапура (см. таблицу). Важно, что в расчеты включе­ны не только авиакомпании, но и все участники перевозки.

Как видно из таблицы, с точки зрения временных затрат больше всех экономят логистические операторы (фрейт-форвардеры) и терминальные агенты. С точки зрения затрат на документооборот экономят прежде всего фрейт-форвардеры и грузоотправители. То есть фрейт-форвардеры получают максимальный выигрыш, при этом у всех участников цепочки экономия составляет в среднем 30% затрат/времени.

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ E-FREIGHT

По поручению Минтран­са России компания "Центр ГА" осуществляет пилотный проект внедрения стандарта IATA e-Freight. Сейчас идет первый этап проекта — безбумажное оформление транзита грузов, которое проводится в тестовом режиме на реальных грузовых рейсах авиакомпаний "Аэрофлот" и AirBridgeCargo через аэропорты Шереметьево, Домодедово, Толмачево, Емельяново.

С июля 2012 г. проведено свыше 150 тестовых рейсов: т. е. на практике осуществляется безбумажное взаимодей­ствие между авиакомпанией и таможенными органами, в результате которого авиакомпания получает решение тамо­женных органов по перевозимому транзитному грузу еще до прибытия воздушного судна в аэропорт.

В дальнейшем, при реализации следующих этапов проекта — оформлении импорта/экспорта, специальных грузов — в электронное взаимодействие будут включены Ространснадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Минздравсоцразвития, Минкомсвязи, Минсельхоз, ПС ФСБ России. Их состав и роль в оформлении перевозки определяются законодательством РФ и таможенным законодательством Таможенного союза.

Для обеспечения согласованной работы по переводу данного взаимодействия полностью в электронный формат все перечисленные ведомства и компании — участники пи­лотного проекта входят в состав Межведомственной рабо­чей группы при Правительственной комиссии по транспор­ту. Председатель рабочей группы — заместитель министра транспорта Валерий Окулов.

В настоящее время в рамках пилотного проекта идет про­работка электронного взаимодействия между таможенной и налоговой службами, это требуется для упрощения процеду­ры подтверждения авиакомпаниям нулевой ставки НДС при отказе от бумажных документов в рамках e-Freight. В настоя­щее время эта процедура требует предоставления в налого­вую службу отметки таможенников на бумажном перевозоч­ном документе, которая ставится вручную и передается пере­возчиком в ФНС России. (Согласно законодательству, ставка 0% НДС распространяется на услугу международной перевоз­ки, предоставляемую отечественными перевозчиками).

Прорабатывается нормативно-правовая база и техноло­гическое решение для реализации данной функции при полном отказе от бумажных документов. Важно также ми­нимизировать в этом процессе участие перевозчика. На ри­сунке показана схема взаимодействия между авиакомпа­нией, ФТС и ФНС, согласованная в ходе заседания Межве­домственной рабочей группы в конце февраля текущего го­да. Сейчас проводится ее тестирование на практике.

Важно понимать, что инновационный и технологический прогресс в мировой логистике идет значительно быстрее, чем внедрение данных инноваций в России. Поэтому рос­сийские авиаперевозчики, а также аэропорты вынуждены постоянно догонять отрасль, что негативно сказывается на их конкурентоспособности и реализации транзитного потенциала России. Наиболее острая ситуация сейчас сложи­лась в отношении признания юридической значимости электронной накладной и электронного соглашения.

МНОГОСТОРОННЕЕ ЭЛЕКТРОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ — MULTILATERAL E-AWB AGREEMENT

Пока в России идет исследо­вание возможности внедрения соглашений EDI-Agreement (Electronic Data Interchange, что означает заключение юриди­чески обязательных двусторонних грузовых контрактов с по­мощью электронных средств), на мировом рынке вступила в силу новая инициатива IATA. В марте 2013 г. был утвержден стандарт многостороннего электронного соглашения — Multi­lateral e-AWB Agreement (многостороннее электронное согла­шение). Оно является разновидностью публичной оферты, при которой все участники соглашения признают электронные накладные друг друга. Так, экспедиторы и авиакомпании "ви­дят" друг друга в электронном бизнес-пространстве и заклю­чают соглашения на перевозку без лишних формальностей. За рубежом такие соглашения имеют юридическую силу.

Необходимым условием внедрения Multilateral e-AWB Agreement в России и его применения российскими авиа­компаниями на международных линиях является ратифи­кация Монреальской конвенции (МС99) и Монреальского протокола (MP4). Другим условием внедрения полного ком­плекса инициатив IATA, и прежде всего электронной на­кладной, является соответствие российской нормативно-правовой базы всем бизнес-процессам e-Cargo.

Кроме того, для перехода на безбумажные технологии в ло­гистике в полном объеме необходимо участие в проекте логи­стических операторов, которые работают со всеми видами транспорта, формируя оптимальную схему перевозки для кли­ента. Поскольку именно форвардеры получают максимальный выигрыш от внедрения e-Cargo, они могут выступить наиболее заинтересованной стороной при внедрении единого стандар­та оформления грузоперевозки на разных видах транспорта.

Таким образом, наряду с ратификацией Монреальской конвенции (МС99) мы предлагаем не только ускорить внед­рение e-Cargo в полном объеме в авиационных перевозках, но и распространить опыт внедрения передовых авиацион­ных стандартов на весь рынок логистических услуг и тем самым гармонизировать правила оформления грузовых пе­ревозок на всех видах транспорта.

Совместимость форматов. IATA рекомендует

По мнению IATA, отдельную проблему представляет стан­дартизация протоколов обмена данными между различ­ными системами. На сегодня разработан единый стан­дарт перевозочных и коммерческих документов в фор­мате XML, включающий четыре ключевых документа: ин-войс, упаковочный лист, сертификат происхождения то­вара и домашнюю накладную, — которые можно исполь­зовать как в авиа-, так и в автомобильных грузоперевоз­ках. В декабре 2012 г. IATA опубликовала первый сбор­ник Cargo-XML-стандартов. В отличие от прежнего стандарта Сargo-IMP, используемого и сейчас, XML не являет­ся сугубо авиационным стандартом: на его основе воз­можен обмен данными практически между любыми IT-системами. В этой связи IATA рекомендует тем, кто начи­нает внедрение e-Cargo с нуля, начинать сразу с XML, по­тому что к началу 2014 г. уже перестанет поддерживать Cargo IMP.

Источник: мастер-класс по e-Сargo; Гийом Друси, III AirCargoForum-2012

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№179 май 2017

Календарь ATO Events

Сентябрь 2017 г., г. Набережные Челны
Сентябрь 2017 г., г. Москва
24-25 октября 2017 г., г. Москва
20—21 ноября 2017 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.