Времена неопределенности

В следующем году авиакомпании столкнутся с дополнительными сборами в размере 1 млрд евро

Йенс ФЛОТТАУ, Берлин
Майкл А. ТАВЕРНА, Берлин
Hемецкая аэрокосмическая промышленность сталкивается с препятствиями, в то время как федеральное правительство в Берлине, стремясь уменьшить дефицит бюджета страны, сокращает планируемые расходы и вводит в действие новые сборы.
Действия Германии по сокращению расходов на 15 млрд евро (18,1 млрд долл.), которые угрожают аэрокосмическим проектам и ожидаемой выручке авиакомпаний, являются только последними шагами в серии бюджетных мер, предпринятых в Европе, в то время как регион пытается справиться со своими долговыми проблемами.
В качестве самого большого и конкретного проекта правительство планирует ввести налог на пассажиров в 2011 г. Ожидаемые доходы в размере 1 млрд евро будут взысканы со всех пассажиров, покидающих Германию и прибывающих в нее. Лоббисты немецкого воздушного транспорта считают, что, если налог будет введен в действие, авиабилеты могут стать в среднем на 15 евро дороже. Правительство утверждает, что новый сбор будет отменен, как только европейская система торговли выбросами (ETS) заработает в 2012 г. Этот сбор также назвали "экологическим налогом", несмотря на то что доход от него будет использоваться в общих целях бюджета, а не в каких-то определенных целях.
Такие планы шокировали отрасль воздушных перевозок, которая пытается оправиться от своего самого худшего спада за все времена. Четыре немецкие авиатранспортные ассоциации написали совместное письмо министру транспорта Петеру Рамзауэру, требуя, чтобы он проголосовал против федерального пакета мер по экономии денег и защитил сектор от серьезного финансового вреда. Ассоциации говорят, что они очень раздражены этими планами и указывают, что они уже оплачивают 100% стоимости инфраструктуры, а в системе аэропортовых сборов еще есть и экологический элемент, от которого выигрывают воздушные суда с низким уровнем эмиссии вредных газов.
В июне главный управляющий директор Lufthansa Вольфганг Майрхубер предложил, чтобы Европа отложила на год введение системы ETS в гражданской авиации, для того чтобы компенсировать стоимость четырехдневного закрытия европейского воздушного пространства в апреле из-за облака вулканического пепла. Сейчас происходит обратное, и отрасль обременена большими сборами, чем год назад. А счет на сумму 1 млрд евро намного превышает ожидаемые 300 млн евро расходов на ETS.
Ассоциации авиаперевозчиков и туристических компаний утверждают, что это решение приведет к массовому сдвигу транспортных потоков в сторону от Германии, что поставит национальную авиационную отрасль в очень невыгодное положение. А если транспортный поток уйдет из Германии, предполагаемые налоговые доходы могут быть намного меньше, чем ожидалось.
Главный управляющий директор Air Berlin Иоахим Хунольд говорит: "Для немецких авиакомпаний это настоящая катастрофа". Низкотарифная авиакомпания Germanwings утверждает, что она будет внимательно следить за изменениями транспортных потоков и может переместить свою главную базу из Кельна в Маастрихт (Нидерланды), примерно в часе езды от нынешнего местоположения. У Germanwings есть 67 рейсов из аэропорта Кельн/Бонн, и компания пока является там самым крупным оператором.
Главный управляющий директор IATA Джованни Бизиньяни говорит: "Это наихудший вид близорукой, безответственной политики. Это погоня правительства, стесненного в средствах, за деньгами. Попытка выкрасить эту инициативу в зеленый цвет принесет не только вред, но и оскорбление. От причиненного экономического вреда не будет экологической пользы". По его мнению, налог не даст абсолютно ничего окружающей среде. Он утверждает, что этот налог — сокрушительный удар по слабой экономике и хрупкой отрасли. Бизиньяни подчеркивает, что даже с точки зрения погони за деньгами налог бессмыслен: "Голландское правительство попыталось собрать 300 млн евро с помощью подобного налога, и это стоило голландской экономике 1,2 млрд евро потерь. Зачем повторять те же ошибки?".
Пока не ясно, каков будет полный ущерб, причиненный действиями Германии по сокращению расходов бюджета. В то время как авиакомпании ожидают, что они столкнутся со счетом на сумму 1 млрд евро, оборонные и аэрокосмические компании по-прежнему не знают, в каких конкретно областях будут сокращены расходы. Однако руководители отрасли предупреждают, что новые проекты и НИОКР в особенности уязвимы, несмотря на решимость правительства защитить НИОКР.
Главный управляющий директор EADS Луи Галуа утверждает, что в ходе нестабильного периода для правительства и отрасли важно работать вместе. Он обеспокоен тем, что европейские страны могут сократить бюджеты различных совместных программ, подвергая опасности целый ряд видов деятельности. Галуа говорит: "Мы готовы к этому диалогу", сигнализируя о готовности помочь подрезать расходы в некоторых областях, если можно избежать большого беспорядка. Однако неизвестно, как меры по сокращению бюджета повлияют на расходы. Тем не менее один из руководителей предупреждает: "У меня плохое предчувствие относительно того, что может случиться".
Суммируя, можно сказать, что в настоящее время идет общий модернизационный пересмотр. Ожидается, что он будет завершен к концу года и способен привести к дальнейшему перераспределению финансовых ресурсов.
"Несмотря на в целом негативные финансовые настроения, немецкое правительство пообещало поддержать расходы на НИОКР космоса и аэронавтики", — говорят лидеры космической отрасли. Иоганн-Дитрих Вернер, глава немецкого аэрокосмического центра DLR, заявил, что в ходе обсуждения бюджета Кабинетом министров в июне было решено, что сокращения не должны затронуть НИОКР из-за отрицательного влияния, которое эти сокращения могут оказать на экономический рост.
Позиция Германии важна, поскольку страна является вторым крупнейшим участником европейской космической программы, одним из трех лидеров по расходам на военный космос и главным сторонником исследовательских инициатив в аэронавтике, нацеленных на повышение эффективности расходов и экологической безопасности европейских воздушных судов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.