Выбор стратегии

Падение спроса на грузовые авиаперевозки, как и любой кризис, дает авиакомпаниям возможность задуматься о своей стратегии. Очевидно, что успешная стратегия должна учитывать современные тенденции развития мирового авиагрузового рынка. В первую очередь, вероятно, заслуживают внимания следующие наиболее значимые тренды данного рынка:

  • конвергенция рынков традиционных грузовых авиаперевозок и интегрированных экспресс-перевозок;
  • рост конкуренции с морским транспортом;
  • устойчивая тенденция к снижению уровня прибыльности грузовых авиаперевозок;
  • дисбаланс грузопотоков между регионами.

Некоторые из перечисленных тенденций действуют уже давно, некоторые начинают проявляться только сейчас, а в целом их комбинация характеризует актуальное состояние рынка грузовых воздушных перевозок. Каким образом вышеописанные тенденции должны повлиять на стратегию грузовых авиакомпаний?

Конвергенция рынков и рост конкуренции
В последнее время стала очевидной конкуренция традиционных грузовых авиакомпаний с интеграторами, а также рост конкуренции с морскими линиями. Интеграторы перевозят около 12% всего авиагрузового тоннажа. Причем раньше экспресс-компании перевозили в основном документы, а сейчас они берутся за доставку более тяжелых и менее стандартизированных грузов. Отметим, что некоторые зарубежные исследователи уже сейчас констатируют, что бизнес-модели традиционных авиакомпаний в связке с экспедиторами потерпели крах в конкурентной борьбе с интеграторами. Однако, по нашему мнению, данный вывод как минимум поспешен. У классической связки экспедитор—авиакомпания есть свои преимущества. Так, интеграторы в основном предлагают стандартный набор услуг и работают со стандартизированными отправлениями (как правило, небольшого веса), в то время как экспедиторы в сотрудничестве с авиакомпаниями могут обрабатывать совершенно разные типы грузов и выстраивать сложные схемы доставки с привлечением нескольких авиакомпаний и других видов транспорта. Экспедиторам и авиакомпаниям легче приспособиться под индивидуальные запросы клиентов и выполнить перевозку на различных условиях — начиная от перевозки между аэропортами и заканчивая перевозкой "от двери до двери". Между тем нельзя отрицать, что появление экспресс-перевозчиков оказало колоссальное влияние на весь мировой рынок грузовых авиаперевозок путем установления новой планки в стандартах качества услуг, оказываемых авиатранспортными компаниями.
Успешная стратегия авиакомпании несомненно должна учитывать новые конкурентные угрозы. Подобно тому как экспресс-перевозчики постепенно начинают предлагать все менее стандартизированные услуги, традиционным авиакомпаниям следует перенимать определенные черты бизнес-модели интеграторов. Можно предложить следующие рекомендации по формированию стратегии традиционной грузовой авиакомпании.
1. Развитие горизонтальных связей с другими авиакомпаниями с целью расширения масштаба деятельности и предоставления услуг на глобальной основе.
На сегодняшний день существуют различные формы горизонтального сотрудничества между авиакомпаниями, такие как слияния и поглощения, создание альянсов авиакомпаний, заключение интерлайн-соглашений, соглашений код-шеринга и пр. В мире существуют два крупных альянса грузовых авиакомпаний: WOW и SkyTeam Cargo.
В WOW входят, в частности, Japan Airlines Cargo, Lufthansa Cargo, SAS Cargo, Singapore Airlines Cargo. Этот альянс сейчас испытывает сложности в дальнейшем развитии координации деятельности его членов. Так, авиакомпании, входящие в WOW, создали двусторонние альянсы с третьими перевозчиками, в т. ч. с членами SkyTeam.
Альянс SkyTeam Cargo включает авиакомпании Korean Air Cargo, Delta Cargo, Air France Cargo и др. Члены альянса разработали общую линейку предлагаемых услуг по грузовому обслуживанию на основе набора услуг авиакомпании Air France. Грузовой сервис SkyTeam сфокусирован на перевозках товаров, чувствительных к температурному режиму, опасных грузов, животных, негабаритных грузов, грузов автомобильной и модной индустрии, перевозке произведений искусства и высокоценных товаров. В отличие от WOW, стратегия альянса SkyTeam Cargo включает развитие перевозок общих продуктов, применение общих складов и общих программ повышения качества. Российский "Аэрофлот" является членом пассажирского альянса SkyTeam. Дочерняя грузовая авиакомпания "Аэрофлота", "Аэрофлот Карго", могла бы стать членом грузового альянса SkyTeam Cargo, однако перспективы ее существования как самостоятельной авиакомпании неопределенны.
В современных правовых рамках воздушных грузовых перевозок одна авиакомпания не имеет практической возможности создать и эксплуатировать глобальную маршрутную сеть. Кроме того, создание такой сети потребовало бы огромных финансовых затрат. Это подтверждается тем, что сегодня нет ни одной традиционной грузовой авиакомпании, которая осуществляла бы свою деятельность по всему миру. Поэтому расширение горизонтальных связей, установление партнерских отношений в вышеуказанных формах является неотъемлемой частью стратегии успешной авиакомпании.
2. Развитие различных форм сотрудничества по вертикали с экспедиторскими компаниями и их ассоциациями с целью предоставления более качественных услуг отправителям, а также улучшение сервиса по отслеживанию грузов, в т. ч. предоставление возможности отслеживания груза на всех этапах цепочки добавления стоимости.
Одно из основных преимуществ интеграторов заключается в том, что вертикально интегрированная структура позволяет обеспечить максимальную слаженность действий всех ее функциональных элементов. Высокая степень координации структурных элементов позволяет максимально упростить и минимизировать количество выполняемых процедур в процессе авиагрузовой перевозки.
Большое внимание развитию вертикальных форм сотрудничества между авиакомпаниями и экспедиторами уделяется в рамках проекта Cargo 2000. Осознавая угрозу развития экспресс-перевозок, в марте 1997 г. ряд ведущих авиакомпаний и экспедиторов объединились в проекте Cargo 2000 (С2К) под эгидой IATA. Участники проекта постулируют следующие цели:
• предоставление набора услуг по гарантированной доставке "от двери до двери";
• предоставление услуг по гарантированной по времени доставке;
• формирование глобального масштаба деятельности;
• достижение конкурентоспособных цен.
Членами С2К являются 28 авиакомпаний, среди которых есть и одна российская — AirBridge Cargo. Помимо авиакомпаний и экспедиторов в инициативе участвуют хэндлинговые агенты, аэропорты, автомобильные перевозчики и IT-провайдеры.
Ключ в достижении своих целей члены С2К видят в уменьшении числа производимых операций в процессе доставки товара с целью сокращения операционных расходов и улучшения сервиса обслуживания клиентов. В результате проведенных исследований было обнаружено, что из 40 операций, выполняемых в процессе типичной доставки груза "от двери до двери", только 22 операции создавали какую-либо добавленную стоимость. Выяснилось, что лишь 10% всего времени перевозки груз находится в процессе транспортировки, а 90% времени тратится на документооборот. Такая ситуация была охарактеризована экспертами как "один день на перелет, пять дней, чтобы найти бумаги". Экспресс-перевозчики в этом отношении гораздо более эффективно осуществляют свою деятельность, используя в среднем 11 операций для доставки груза.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.