Зачем пассажиру альянс

Объединения авиакомпаний дают преимущества путешественнику; нужно лишь знать, как это работает

ATO.ru — Если авиакомпания входит в один из трех глобальных авиационных альянсов – Star Alliance, SkyTeam или Oneworld — пассажиры услышат об этом от бортпроводников в течение рейса как минимум дважды: во время приветствия на борту и во время благодарности по окончании полета. Поскольку авиакомпании придают участию в альянсах такое значение, попробуем разобраться, какой смысл это имеет для нас, пассажиров.

Oдной из основных тенденций развития мировой экономики на протяжении по меньшей мере четверти века стала глобализация, которая выразилась в формировании крупных транснациональных корпораций. Можно долго спорить о плюсах и минусах глобализации (из наиболее очевидных — снижение себестоимости и исчезновение национальной индивидуальности), но надо признать, что глобализация оказалась экономически объективным процессом. Практически в любой отрасли экономики можно насчитать несколько глобальных игроков, средние по размеру компании почти отсутствуют (они проигрывают конкурентную борьбу с гигантами и либо сливаются с ними, либо разоряются), а мелкие компании занимают ниши, до которых у гигантов руки не доходят. Это довольно утрированная картина, но во многом справедливая.
Единственная, пожалуй, отрасль мировой экономики — глобальная по своей сути и в то же время почти избежавшая процессов глобализации — это воздушный транспорт. На национальном уровне у авиакомпаний, безусловно, идут разнообразные процессы слияний и поглощений, но международные перевозки регулируются Чикагской конвенцией о гражданской авиации, подписанной в 1944 г., когда о транснациональных корпорациях никто даже не думал. Напротив, серьезное внимание в конвенции уделено как раз национальному суверенитету участников, выраженному, в частности, в правах преимущественного владения и эффективного управления авиакомпаниями, которые определяют национальную принадлежность авиаперевозчика. В результате объективные экономические процессы развития отрасли, в которых слияния и поглощения столь же важны, как и появление новых авиакомпаний, оказались заблокированы политической системой.
Возникновение глобальных авиационных альянсов стало как раз ответом мировой гражданской авиации на политические ограничения. Альянсы представляют собой многосторонние схемы коммерческого сотрудничества, в рамках которых перевозчики объединяют свои маршрутные сети и гармонизируют другие бизнес-процессы. Идея в том, чтобы выстроить согласованную маршрутную сеть с максимально удобными для пассажира стыковками между рейсами разных компаний, а также согласовать качество обслуживания, чтобы пассажир на протяжении всего полета по сложному маршруту получал сервис на едином уровне. Дополнительным средством привлечения и удержания пассажиров служат согласованные программы поощрения часто летающих пассажиров, обеспечивающие взаимное признание участниками альянса бонусных миль, накопленных на рейсах других перевозчиков (впрочем, перебрасывать мили с программы на программу все равно не допускается). В результате всего этого пассажир имеет дело как бы с одной большой авиакомпанией, предлагающей широкую маршрутную сеть и бонусную программу.
Разумеется, не все из создававшихся альянсов оказались успешными, точно так же как и для отдельной авиакомпании участие в альянсе еще не становится залогом успеха. Тем не менее примерно за последнее десятилетие четко сформировалась большая тройка альянсов, в устойчивости существования которых усомниться трудно: Star Alliance, SkyTeam и Oneworld. Их маршрутные сети покрывают практически весь мир, а на парки приходится примерно две трети мировой провозной емкости. Между альянсами идет глобальная конкуренция, и, разумеется, в разных регионах мира степень присутствия того или иного объединения очень отличается.
Россия перестала быть белым пятном для альянсов в 2006 г., когда после примерно пятилетней подготовительной работы "Аэрофлот" был принят в SkyTeam. Ставка Star Alliance на недосформированное объединение российских авиаперевозчиков AiR­Union оказалась неудачной: создававшие его авиакомпании не пережили кризиса 2008 г. До сих пор Star Alliance не имеет партнера в России — впрочем, относительно широкая география полетов по России основных его участников (Lufthansa, Austrian Airlines и др.) делает проблему менее актуальной.
15 ноября 2010 г. в глобальный альянс Oneworld официально вступила S7 Airlines (вместе с авиакомпанией "Глобус", также входящей в группу компаний S7 Group). Комментируя это событие, глава Рос­авиации Александр Нерадько сказал: "Это не только важный шаг для S7 Airlines, но и новый импульс для других российских авиакомпаний. Такой новый шаг позволяет оценить преимущества перехода от конкуренции между отдельными авиакомпаниями к сотрудничеству в глобальных авиационных альянсах. Работа в глобальном альянсе — это не только большая честь, это еще и огромная ответственность, потому что необходимо выдерживать единые высокие стандарты качества обслуживания, качества предоставления услуг и, конечно же, стандарты качества безопасности полетов и авиационной безопасности".
С приходом российского перевозчика маршрутная сеть альянса Oneworld увеличилась до 750 направлений в 150 странах мира, и все эти направления стали доступны российским пассажирам. При этом участники бонусной программы "S7 Приоритет" для часто летающих пассажиров авиакомпании S7 Airlines получили возможность зарабатывать и тратить мили, летая не только рейсами S7 Airlines, но и рейсами авиакомпаний альянса по всему миру: Air Berlin (вступит в альянс летом 2011 г.), American Airlines, British Airways, Cathay Pacific Airways, Finnair, Iberia, Japan Airlines, LAN Airlines, Malev Hungarian Airlines, Niki, Qantas и Royal Jordanian. Кроме того, статусные участники "S7 Приоритет" получили привилегии, предусмотренные элитными статусами Oneworld, на всех рейсах альянса: владельцам золотых и платиновых карт кроме возможности пользоваться услугами залов повышенной комфортности при полетах S7 Airlines по России стали доступны бизнес-залы альянса по всему миру. Также "S7 Приоритет" стала первой в России программой лояльности, которая дает возможность участникам оформлять премиальные билеты и повышать класс обслуживания при перелете в одну сторону.
Необходимо, впрочем, учитывать, что альянсы не только открывают новые возможности, но и снижают уровень конкуренции, поскольку в рамках альянса авиакомпании начинают вести более согласованную политику (у всех трех альянсов есть свои управляющие компании) и стараются меньше конкурировать друг с другом. С точки зрения бизнеса это правильно, поскольку избыточная конкуренция вредна и ведет к разорению авиаперевозчиков, но для пассажиров именно высокий уровень конкуренции обеспечивает низкие цены на билеты.
В этом смысле показателен пример "Аэрофлота", участвующего в глобальном альянсе SkyTeam, который предлагает пассажирам почти 900 направлений в 170 странах мира. Однако надо учитывать, что в силу двусторонних межправительственных соглашений о воздушном сообщении на большинстве маршрутов из Москвы назначенным перевозчиком со стороны России выступает "Аэрофлот", и если соглашение предусматривает только по одному назначенному перевозчику с каждой стороны, может получиться, что иностранным конкурентом на данном маршруте выступает партнер "Аэрофлота" по альянсу SkyTeam. Именно такая ситуация имеет место на направлении Москва—Париж, где у "Аэрофлота" и Air France все рейсы совместные по код-шеринговому соглашению и авиакомпании свободно продают билеты на рейсы друг друга. И хотя в рамках альянса не предусматривается согласованная ценовая политика и формально перевозчики конкурируют друг с другом, билеты в Париж все равно получаются заметно дороже, чем, например, во Франкфурт, куда из Москвы летает несколько перевозчиков и где конкуренция очень высока. Аналогичная ситуация наблюдается и на пражском направлении, которое обслуживают только "Аэрофлот" и CSA Czech Airlines, также партнеры по альянсу SkyTeam.
Так или иначе, участие авиакомпаний в глобальных альянсах несет для пассажиров больше преимуществ, чем недостатков. К тому же миропорядок, закрепленный в Чикагской конвенции, едва ли можно считать утвержденным на века. Разумеется, изменить конвенцию непросто, но уже сейчас под эгидой Международной ассоциации гражданской авиации (IATA) собралась инициативная группа, призывающая правительства воздержаться от применения на практике ряда положений конвенции, что может дать ход фактическому формированию транснациональных авиакомпаний.
В то же время надо отметить, что существует некоторое количество перевозчиков, как крупных (например, Emirates), так и небольших (например, airBaltic), которые в силу особенностей своего бизнеса не видят необходимости для вступления в какой-либо альянс, что не мешает им успешно занимать свое место на рынке и развиваться. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.