Аэрофлот публикует финансовые результаты за первое полугодие 2023 года по РСБУ

1 августа 2023 года, Москва. — ПАО "Аэрофлот" (далее "Компания", тикер на Московской бирже: AFLT) сегодня публикует финансовую отчтность по итогам первого полугодия 2023 года, подготовленную в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). Результаты по РСБУ представлены на неконсолидированной основе.

Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:

"После вынужденного годового перерыва мы возобновляем публикацию финансовых результатов. Принимая решение об ограничении объема раскрытия информации в прошлом году, мы исходили из необходимости защиты интересов акционеров и инвесторов в ситуации трансформационных изменений в Компании. За минувший год нам удалось в значительной мере стабилизировать бизнес, обеспечить непрерывность операционной деятельности и основных производственных процессов, включая эксплуатацию и техническое обслуживание воздушных судов. Мы смогли восстановить показатели перевозок на внутренних линиях, запустили более 70 международных линий и определили для себя новые цели и ориентиры, которые легли в основу долгосрочной стратегии развития до 2030 года.

Положительная динамика операционных результатов в 2023 году лежит в основе роста и улучшения финансовых показателей Аэрофлота. Благодаря гибкому управлению емкостями авиакомпании "Аэрофлот" в первом полугодии 2023 года удалось увеличить пассажирооборот на 51,4%, объем перевозок груза и почты на 18,2%, что обеспечило рост выручки на 48,1% по сравнению с первым полугодием 2022 года. При этом рост расходов составил лишь 17,3% и обусловлен существенным наращиванием объемов авиаперевозок при сохранении строгого бюджетного контроля. Для нас особенно важно, что продукт и услуги Аэрофлота пользовались высоким спросом, что подтверждается ростом занятости кресел на 8,9 п.п. до 83,5% при занятости во внутреннем сегменте 86,5%. Для сетевой компании это очень высокий показатель.

Улучшение операционных результатов позволило уменьшить валовый убыток и убыток от продаж на 35,0 млрд и 40,4 млрд рублей по сравнению с первым полугодием 2022 года соответственно. Валовый убыток в размере 9,2 млрд рублей, сформированный преимущественно в низкий сезон первого квартала, стал наименьшими за последние пять лет, включая 2019 год. Данные результаты были достигнуты в сложных условиях, когда авиационная отрасль продолжала сталкиваться не только с наложенными рядом иностранных государств ограничениями, но и с такими практическими вопросами, как значительно превысившая исторические уровни стоимость авиакеросина.

При анализе финансовых результатов необходимо учитывать новые методологические стандарты отчетности. С 2022 года мы применяем стандарт ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", согласно которому на балансе учитываются обязательства по договорам аренды, а в отчете о финансовых результатах отражается их переоценка - "неденежная" прибыль или убыток. В связи с девальвацией рубля по новому стандарту в 2023 году необходимо было переоценить обязательства аренды по более высокому курсу и признать курсовой убыток. При этом по итогам шести месяцев 2023 года чистый убыток без учета влияния ФСБУ 25/2018 составил 1,6 млрд рублей, по сравнению с чистым убытком 38,3 млрд рублей за шесть месяцев 2022 года, также скорректированным на эффект применения стандарта. "Бумажный" убыток от переоценки, отраженный в финансовом результате отчетного периода составил более 80 млрд рублей.

Мы намерены продолжать работу по улучшению результатов Компании. В настоящий момент менеджмент фокусируется на обеспечении максимально лучших результатов высокого сезона, и мы ожидаем, что они внесут положительный вклад в общие результаты года".

Применение стандарта ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"

Данные отчетности за первое полугодие 2023 года представлены с использованием стандарта ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (далее – ФСБУ 25/2018), который значительно повлиял на показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах в сравнении с показателями ранее опубликованной отчетности за прошлые периоды, составленной до ввода в действие стандарта.

Согласно стандарту арендованные воздушные суда и авиационные двигатели, а также расходы на капитальные ремонты и техническое обслуживание учитываются в составе активов ПАО "Аэрофлот". Компания признает предмет аренды на дату предоставления предмета аренды в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательств по аренде.

С учетом валютного характера большинства договоров аренды по правилам бухгалтерского учета каждый отчетный период производится переоценка балансовых обязательств на основе изменения курса рубля к иностранным валютам, которая отражается в отчете о финансовых результатах. Положительная переоценка отражается в составе статьи прочие доходы, отрицательная – в статье прочие расходы.

Компания применяет ФСБУ 25/2018 ретроспективно: активы в форме права пользования объектами аренды и соответствующие им обязательства по аренде отражены в отчетности в оценке, как если бы новые правила применялись всегда. Требование стандарта предполагает ретроспективную корректировку в отчетности за истекшие периоды при ее предоставлении, таким образом в отчетности за первое полугодие 2023 года данные за прошедшие отчетные периоды были ретроспективно пересчитаны и представлены с использованием актуальных стандартов бухгалтерского учета.

Применение стандарта повышает волатильность финансовых результатов, в частности статей прочие доходы и расходы, а также чистой прибыли и убытка. По состоянию на 30.06.2023 задолженность по договорам аренды (лизинга), выраженная в валюте составляет 5 551 млн долларов США. Курс рубля к доллару США за первое полугодие изменился на 23,7% и на 31.12.2022 составил 70,3 руб., а на 30.06.2023 – 87,0 руб.

Общий объем расходов в виде отрицательных курсовых разниц за первое полугодие 2023 года составил 87 177 млн руб. против доходов от положительных курсовых разниц в сумме 149 254 млн руб. годом ранее. При этом оттока финансовых средств в отчетном периоде не происходит, поскольку основной объем переоценки относится к долгосрочной задолженности по лизинговым платежам.

Финансовые результаты РСБУ за первое полугодие 2023 года

Ключевые показатели, млн руб. 

Показатель

1П 2022

1П 2023

Изменение

Выручка

138 736

205 409

48,1%

Себестоимость продаж

- 182 960

- 214 620

17,3%

Валовый убыток

- 44 224

- 9 211

- 79,2%

Чистая прибыль / (убыток)

80 717

- 81 681

н/п

Скорректированный чистый убыток*

- 38 295

- 1 625

н/п

* без учета влияния ФСБУ 25/2018

Выручка от реализации составила 205 409 млн руб., увеличившись на 66 673 млн руб. или 48,1%, что обусловлено восстановлением показателей перевозок, увеличением программы полетов по внутренним линиям и возобновлением международных рейсов по доступным направлениям. Количество рейсов авиакомпании "Аэрофлот" увеличилось на 21,3%, пассажирооборот на 51,4%, при этом пассажирооборот на международных маршрутах вырос в 2,3 раза. Создание оптимальных коммерческих условий и проведение акций и распродаж позволило нарастить перевозки пассажиров на внутренних линиях на 24,4 % и увеличить выручку на данном сегменте на 23 073 млн руб. Объем грузовых перевозок вырос на 18,2%.

Себестоимость продаж составила 214 620 млн руб., и увеличилась на 31 660 млн руб. или 17,3%, что существенно ниже, чем темп роста выручки. Основным фактором роста расходов стало увеличение производственной программы. Так, например, расходы на авиакеросин выросли на 17 640 млн руб. или 45,8% при росте объемов потребления на 31,5%, а также при продолжающемся росте цен на топливо, что компенсировано демпфирующим механизмом. Высокие стандарты по обеспечению безопасности полетов обусловили необходимость поддержания расходов на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов. В первой половине 2022 года в связи с переносом ряда форм технического обслуживания в период формирования новых логистических цепочек поставок комплектующих отмечалось сокращение расходов, которые восстанавливаются в 2023 году: расходы выросли на 4 865 млн руб. до 9 392 млн руб.  

Коммерческие и управленческие расходы составили 2 730 млн руб. и 5 104 млн руб. соответственно, показав снижение к уровням первого полугодия 2022 года. Снижение коммерческих расходов на 64,8% по сравнению с первым полугодием 2022 года обусловлено переходом на отечественную систему бронирования Леонардо, что позволило отказаться от использования иностранной системы бронирования Sabre и снизить коммерческие расходы на 5 030 млн руб.

Под влиянием указанных факторов убыток от продаж составил 17 045 млн руб., что ниже убытка 57 452 млн руб. в аналогичном периоде 2022 года на 40 407 млн руб., или на 70,3%.

Убыток от прочей деятельности составил 85 417 млн руб., при этом в аналогичном периоде 2022 года прибыль составила 158 796 млн руб. Ухудшение результата от прочей деятельности на 244 212 млн руб. обусловлено в основном увеличением расходов в виде отрицательной курсовой разницы, которая составляет 87 177 млн руб. в основном за счет эффекта применения стандарта ФСБУ 25/2018 и необходимых переоценок валютных обязательств Компании. Только за июнь 2023 года отрицательная курсовая разница составила 32 490 млн руб.

По итогам шести месяцев 2023 года чистый убыток, включая эффект от курсовых переоценок, составил 81 681 млн руб. против прибыли 80 717 млн руб. годом ранее. Этот убыток содержит значительный "бумажный" эффект. Без учета влияния ФСБУ 25/2018 чистый убыток составил 1 625 млн руб., по сравнению с чистым убытком 38 295 млн руб. за шесть месяцев 2022 года, также скорректированным на эффект применения стандарта. Улучшение финансового результата без учета единоразовых эффектов переоценки было обеспечено даже при снижении объемов поддержки государства в виде отраслевых субсидий, которые выделялись годом ранее.

Финансовые результаты РСБУ за 2022 год

Ключевые показатели, млн руб. 

Показатель

12М 2021

12М 2022

Выручка

378 657

332 748

Себестоимость продаж

- 401 259

- 382 691

Валовый убыток

- 22 602

- 49 943

Чистая прибыль / (убыток)

- 53 749

- 14 312

Скорректированный валовый убыток*

- 22 602

- 10 639

Скорректированный чистый убыток**

- 45 639

- 40 523

* с учетом реклассификации отраслевой субсидии из прочих доходов в выручку

** без учета влияния ФСБУ 25/2018

  • На финансовые результаты 2022 года значительное влияние оказали внешние ограничения и необходимость трансформации Компании в новых экономических и геополитических условиях. В связи со значительными изменениями характера внешней среды, ограничениями на полеты и отказом ряда иностранных контрагентов от взаимодействия и соответствующими изменениями Компании при адаптации к ним, результаты 2022 года необходимо рассматривать как новую самостоятельную базу сравнения результатов будущих периодов. Сравнение с данными прошлых лет не является в достаточной мере репрезентативным. В новых условиях Компания провела трансформацию бизнес-процессов, сделав ставку на развитие внутреннего рынка, расширение полетов по доступным международным направлениям, замещение импортных товаров и услуг продукцией российских производителей. 
  • Выручка за двенадцать месяцев 2022 года составила 332 748 млн руб. и снизилась на 12,1% к аналогичному периоду 2021 года. Положительное влияние на выручку оказало активное развитие перевозок на внутренних линиях, а также восстановление полетной программы в международном сегменте в течение года, что поддержало доходы от пассажирских перевозок: выручка от пассажирских перевозок за двенадцать месяцев 2022 года снизилась только на 6,5% по сравнению с двенадцатью месяцами 2021 года, прежде всего за счет снижения во втором квартале 2022 года в период адаптации Компании к новым условиям ведения деятельности. Давление на выручку было связано со снижением удельной выручки на пассажирокилометр, в том числе под влиянием изменения структуры перевозок, а также инвестиций в цены.
  • Себестоимость продаж за двенадцать месяцев 2022 года составила 382 691 млн руб., на 4,6% ниже аналогичного периода 2021 года. Несмотря на масштабные меры по оптимизации и консервативный подход к бюджетированию по ряду статей наблюдался значительный рост, прежде всего затрат на авиакеросин.
  • Затраты на топливо за двенадцать месяцев 2022 года увеличились на 23 280 млн руб. или на 31,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, что в основном обусловлено ростом цены авиационного керосина, которая составила 65,6 тыс. руб. за тонну, увеличившись на 44,2% за год.  Таким образом, только ценовый фактор привел к росту расходов на топливо на 31 376 млн руб., что частично было нивелировано снижением объемов закупок топлива вследствие снижения числа рейсов. Негативное влияние роста стоимости ГСМ на финансовое положение авиакомпании удалось частично сгладить благодаря наличию демпфирующего механизма и его параметрам, действовавшим в 2022 году.
  • Коммерческие и управленческие расходы составили 12 133 млн руб. и 10 670 млн руб. и снизились на 41,9% и 17,4% соответственно прежде всего за счет сокращения маркетинговых расходов и расходов на системы бронирования.
  • Валовый убыток за двенадцать месяцев 2022 года составил 49 943 млн руб., однако при рассмотрении данного показателя в сравнении с 2021 годом необходимо учитывать, что Компания проводила значительное количество распродаж и акций, предлагая скидки на билеты до 50%, и значительно снижала цены на билеты в течение летнего сезона, что было возможно и поддерживалось отраслевой субсидией, которая учитывается в составе прочих доходов. С учетом мер государственной поддержки скорректированный валовый убыток составил 10 639 млн руб., что в 2 раза лучше показателей 2021 года.   
  • На результат от прочей деятельности оказали влияние меры государственной поддержки, а также применение с 2022 года ФСБУ 25/2018, упомянутое выше, потребовавшее ретроспективного пересмотра показателей 2021 года. В 2022 году прочие доходы составили 164 900 млн руб. и включают 32 598 млн руб. доходов от валютных переоценок, связанных преимущественно с ФСБУ 25/2018, а также 39 305 млн руб. государственной поддержки в виде отраслевой и прочих субсидий. Прочие расходы составили 74 016 млн рублей и помимо затрат, традиционно учитываемых в данной статье включают расходы, связанные с формированием резервов по договорам с контрагентами, ограничившими или прекратившими сотрудничество с Компанией, а также амортизацию активов в форме прав пользования по субарендованным воздушным судам, в общем размере 14 570 млн руб. Общее влияние применения ФСБУ 25/2018 на финансовый результат составило 26 210 млн руб.
  • Чистый убыток за 2022 год в соответствии с отчетностью составил 14 312 млн руб. и включает эффект от применения новых методологических стандартов отчетности, без учета эффекта ФСБУ 25/2018 чистый убыток за год составил бы 40 523 млн руб.

 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.