Российский рынок авиаперевозок: накануне радикальных перемен

Российский рынок авиаперевозок: накануне радикальных перемен

Мы много лет встречаемся на форуме "Крылья России", обсуждаем проблемы и ищем пути их решения. В последние годы, по моему мнению, основные изменения в гражданской авиации носили количественный характер. Теперь, как мне кажется, мы стоим на пороге качественных изменений. К чему они приведут, я не знаю. Думаю, что все эти вопросы мы так или иначе будем обсуждать в ходе форума.

Показатели бурного роста

Начнем, как всегда, с количественных изменений. Я постараюсь обойтись минимумом цифр, гораздо более подробные данные приведены в нашем "Ежегоднике АТО".

По итогам 2010 года было перевезено почти 57 млн пасс., прирост составил 26%, пассажирооборот вырос на на 30,8% и достиг 147 млрд пкм. Результаты текущего года не столь впечатляющие, но схожие. По итогам восьми месяцев перевезено 42,6 млн пасс., что на 12% выше показателей соответствующего периода прошлого года. Пассажирооборот вырос на 13% и достиг почти 110 млрд пкм.

Куда ведет послекризисный рост?

Я глубоко убежден, что наблюдаемый рост имеет не вполне здоровые причины. Во время кризиса 2008-2009 гг. подавляющее большинство российских авиакомпаний, за редким исключением — среди крупнейших перевозчиков я мог бы назвать только одну — вместо ограничения провозных емкостей, как это делали во всем мире, занимались борьбой за сохранение и увеличение доли рынка. Достигалось это путем снижения тарифов. Завершение острой фазы экономического кризиса увеличило платежеспособный спрос населения, при этом тарифы, в силу высококонкурентной рыночной среды воздушных перевозок, остались на низком уровне. Снижать цены легко, поднимать — трудно, поскольку пассажиры уйдут к конкурентам. Эта же ситуация наблюдается и в текущем году. Средний нормальный тариф экономического класса сейчас составляет около 17 тыс. руб. Официальные данные о том, сколько составляет реальный средний тариф, не публикуются. Но, по моим представлениям, он примерно в три раза меньше. Коммерческая эффективность гражданской авиации продолжает снижаться. За восемь месяцев текущего года показатель занятости пассажирских кресел снизился на 1,5 процентных пункта по сравнению с январем-августом 2010 г. (до 77,4%), показатель коммерческой загрузки составил 65,1%, что ниже прошлогоднего показателя за соответствующий период на 1,9 процентых пункта.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Комментарии

Не хочу обидеть Синицкого. Его политкорректные изыски интересны, но бессмысленны. Как уже бессмысленнен сам форум Крылья России и одноименный конкурс. Какова будет действительность? Черт его знает. А эти мероприятия давно стали коммерческими, на которых делает гешефт АТО event.

Довольно интересная статья всё чётко и по делу.

Господа не витайте в облаках, идет банальный распил собственности. Все просто, самые жирные куски - Шереметьево с Внуково и Аэрофлот накачают гос.деньгами(В Шереметьево построят третью полосу, наладят УВД, Внуково за фантики выкупят у Москвы достроят Терминалы и 2-ю полосу, Аэрофлоту устранят конкурентов, по пониженным пошлинам купят иномарки, насоздают филиалов по регионам), а потом продадут какому нибудь ближнему олигарху типа Вексельберга. Жаль Домодедово не далось, делится не хотят, а посадить нельзя , неизвестно кого сажать. Спрятались предусмотрительно. Поэтому денег на 3-ю полосу им невидать. А Левитину все по барабану, ему главное дорогу в Сочи построить к Олимпиаде а другую через Химкинский лес протащить.

Алексей,
Мировой опыт подсказывает, что авиаперевозки необходимо рассматривать не только (и нс столько) как вид зарабатывания денаг, а в первую очередь, как utility. Вы живете в доме и для того, чтобы жить нормально, Вам необходимы свет, вода, канализация, вывоз мусора и т.п. В 21 веке, нормальная жизнь включает и возможность перемещаться в пространстве по воздуху.
Широко известная в деловом мире грустная шутка о том, что для того, чтобы стать в авиации миллионером, надо начать бизнес с миллиардом и очень скоро Вы станете миллионером.
При этом огромная армия сопровождающих бизнесов, начиная от строителей самолетов и далее вниз по цепочке существует и неплохо.
С этим надо смирится и, в этом свете, шаги государства по укрупнению авиалиний наверное шаги правильные (IMHO).
Однако тем не менее, авиалинии не должны быть на дотации, а вполне могут работать в виде non-profit организаций, выполняющих социальные функции, предотавляя транспортные услуги. Им придется естественно искать и находить вечно меняющийся баланс между затратами и выручкой, но тут конкуренция сможет выровнять шансы как с одной стороны производителей техники и сервисов и с другой, авиалиний и потребителей их услуг (aka пассажиров).
Задача государства может быть ограничена созданием наиболее благоприятных условий для транспортных воздушных перевозок начиная от снижения или полной отмены налогов например от продажи топлива тем же авиалиниям, включая возмоность получения займов на приобретение авиатехники по льготным процентам.
Поверьте, что это не утопия, а реально обсуждаемые проекты в ряде стран, где понимание необходимости поддержки воздушных транспортных потоков для остальной экономики не оствляет места для старых, хотя и испытанных рыночных механизмов. Практически (не говоря в слух) мы уже имеем это на примере Alitalia и ряда других Авиалиний.
С уважением,
ГВ

У нас есть право на свободу передвижения, но во многих местах нашей необъятной страны, нет возможности воспользоваться авиатранспортом. Согласен с Г.В. о льготах для социальных перевозок. По жизни надо отменить налоги, для компаний выполняющих внутренние перевозки. Они убыточны.

Скорей бы уже появилось больше авиакомпаний. Чтоб хоть какая-нибудь конкуренция была. А то цены ужасные!

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.