Схема взаимодействия

Hа состоявшейся в начале марта расширенной коллегии ФАВТ руководитель агентства Геннадий Курзенков отметил сокращение пассажиро- и грузопотоков и тяжелую финансовую обстановку в отрасли, что ставит под угрозу экономику авиапредприятий и стабильность авиаперевозок.
Аргументируя необходимость в подобной ситуации более жесткого государственного контроля над деятельностью российских авиаперевозчиков, в особенности над их финансовым положением, и ссылаясь на международный опыт, г-н Курзенков подчеркнул, что рынок сам по себе не способен решить без помощи государства ряд ключевых проблем отрасли, поэтому пора признать, что авиаперевозчики скорее являются службами общественного пользования, чем коммерческими компаниями.
В данном вопросе позиция главы Росавиации почти дословно совпала с мнением Роберта Крэнделла, занимавшего с 1980-го по 1998 г. посты председателя совета директоров и гендиректора крупнейшей авиакомпании мира American Airlines (см. АТО # 91, с. 10). Поднятый Крэнделлом вопрос о способности авиакомпаний функционировать в полностью нерегулируемой рыночной среде вызвал бурную дискуссию во всем мире, не исключая и России. Крэнделл не только критиковал дерегулирование авиатранспортной отрасли в США, но еще отмечал, что правительство США оказалось неспособным, по его мнению, разработать внятную транспортную политику, а также инвестировать в инфраструктурные проекты — особенно это касается внедрения новой системы управления воздушным движением. Надо признать, что такие вопросы актуальны не только для США.
Нашлись и критики самого Крэнделла. Как заявил президент и исполнительный директор Американской ассоциации воздушного транспорта Джеймс Мэй, лидеры американского авиарынка не согласны со странным утверждением, что их нужно спасать от самих себя — активизация роли государства в ценообразовании и распределении маршрутов не сделает перевозчиков неуязвимыми перед глобальными экономическими тенденциями. Возвращение к зависимости от государства ограничит возможность авиакомпаний реагировать на рыночную конъюнктуру и лишит потребителей множества преимуществ, обусловленных усилением конкуренции (см. АТО # 95, с. 18).
Так или иначе, роль государства при кризисе неизбежно должна возрастать хотя бы потому, что без его участия некоторые вопросы вообще не решить. Как сказал Курзенков, проблемы надо решать не в залах ожидания для пассажиров, когда рейс уже задержан, а в Минтрансе и Росавиации. С первой частью тезиса спорить нельзя, а со второй — не хочется, но придется. К сожалению, не все можно решить в кабинетах, да и принимаемые решения не всегда эффективны.
Негативных примеров взаимодействия между властью и бизнесом пока больше, чем положительных моментов. Например, АЭВТ предложила Минтрансу согласовать и принять механизм подготовки документов, которые регулируют деятельность авиаперевозчиков, основанный на предварительной разработке концептуальных положений этих документов с участием их потенциальных пользователей. Это позволило бы учитывать опыт и квалификацию экспертов АЭВТ еще на этапе формирования документа, а не на этапе его редактирования и согласования, когда, как показывает существующая практика, принципиальные предложения и дополнения теряются, а вносятся в документ только небольшие замечания. Казалось бы, подобное простое предложение Минтранс мог либо одобрить каким-либо решением, либо отвергнуть, приведя соответствующую мотивировку. Однако в Минтрансе, судя по всему, предложение осталось не понятым, и письмо за подписью замминистра Сергея Аристова ответа по существу не дает. Вместо этого указывается, что проекты активно обсуждались — что-то уже частично реализовано, и рекомендуется представить предложения по разрабатываемым документам, т.е. продолжить критикуемую порочную практику создания документов, направленность которых определена непонятно кем и неизвестно для кого.
Поскольку совершенствование нормативной базы гражданской авиации — одна из неотъемлемых задач государства, будем надеяться, что АЭВТ удастся разъяснить Минтрансу свое предложение. А на коллегии ФАВТ прозвучала еще одна здравая инициатива, вполне соответствующая особой роли государства в современных условиях. Говоря о социальной поддержке и субсидировании полетов на Дальний Восток, зампредседателя правительства Республики Саха (Якутия) Анатолий Скрыбыкин предложил антикризисную меру не только для субсидирования перелетов на Дальний Восток, но и в целом для поддержки всей гражданской авиации — ввести для пассажиров налоговый вычет, что позволит снизить тариф на 13%. Такое решение не только окажет реальную помощь населению и увеличит его подвижность, но и позволит отрасли увеличить пассажиропотоки и привлечь дополнительные средства.
После выступления Анатолия Скрыбыкина Геннадий Курзенков попросил оставить предложения в секретариате. Теперь есть возможность увидеть, до какой степени государство готово реализовывать обязательства, связанные с его повышенной ролью в условиях кризиса.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.