Снижение началось

Прошлый год мы провели в ожидании кризиса. По итогам 2013 г. темпы роста пассажирских перевозок в России составили 14,2%, январь 2014-го показал рост на 10,3%. Сокращение темпов роста наблюдалось на протяжении всего прошлого года: декабрь 2014 г. дал к предыдущему декабрю прирост только на 6,2%. Среднегодовые темпы роста составили 10,2%, и это можно было бы считать вполне приличным результатом, если бы мы не понимали процессов, происходящих в отрасли.
Международные перевозки, генерирующие доходы авиакомпаний, выросли за прошлый год всего на 3,5%. Внутренние увеличились на 17,9%, но этот рост отчасти связан с переносом учета перевозок в Крым из международных во внутренние. К тому же внутренние перевозки были и остаются убыточными, так что их рост особой радости не доставляет. Как говорит президент АЭВТ Владимир Тасун, убытки на ВВЛ возросли с 19 млрд руб. в 2013 г. до 22 млрд руб. в 2014 г. Доходы на МВЛ в 2013 г. составили 15 млрд руб., по 2014 г. цифры пока не озвучены, но примерно понятно, что они увеличились ненамного. Суммарный убыток отрасли оценивается на уровне 7 млрд руб.
В этом году ситуация прогнозируется еще хуже. По оперативным данным ТКП, пассажирские перевозки в январе 2015 г. сократились по сравнению январем с 2014 г. на 1,3%. Это первое сокращение объемов в отрасли после кризиса 2008–2009 гг. Можно ожидать, что февраль и март будут заведомо хуже, поскольку в прошлом году была Олимпиада в Сочи. Но и в целом по году прогноз выглядит пессимистично. Владимир Тасун ожидает, что падение пассажиропотока в 2015 г. составит 10–20%.
Результаты по отдельным авиаперевозчикам выглядят неоднозначно. "Аэрофлот" при среднегодовом темпе роста 13% в январе показал рост на 14,1%. В 2013 г. темпы роста крупнейшего российского перевозчика составили 18,3%. Авиакомпания "Трансаэро" сократила свои перевозки в январе на 9,9%, средний темп роста в прошлом году составлял 5,6%, а в позапрошлом — 21,0%. У авиакомпании "ЮТэйр" сокращение совсем большое — на 31,6%, тогда как в 2014 г. рост составил 4,7%, а в 2013 г — 5,3%. Авиакомпания "Сибирь" (S7 Airlines) показала в январе сокращение на 2,6%, прошлогодний темп роста у нее был 12,0%, а в 2013 г. — 11,5%.
Снижение перевозок, которое показали три из четырех крупнейших российских авиакомпаний, объясняется отчасти общим сокращением количества пассажиров, отчасти их перераспределением между перевозчиками (в том числе и внутри группы S7 Airlines, где перевозки компании "Глобус" возросли на 40%). Авиакомпания "ЮТэйр" находится в тяжелом финансовом положении и занялась реструктуризацией бизнеса и сокращением расходов. "Трансаэро" почувствовала снижение туристических потоков, вызванное девальвацией рубля, — на чартерном рынке в январе падение вообще составило 30–60%.
Авиакомпании стараются снижать издержки, один из методов — сокращение избыточных провозных емкостей. Досрочный возврат самолетов лизингодателям начался еще в ноябре, и по состоянию на конец января суммарный парк магистральных самолетов в российских авиакомпаниях сократился на 60–70 машин — это около 10%, так что разница существенная.
Кризис в отрасли воздушного транспорта не был спровоцирован обострением внешнеполитической ситуации или девальвацией рубля, хотя они, конечно, обострили и усугубили его. О назревающем избытке провозных емкостей мы говорили не один год, несмотря на то что некоторые называли такой вариант абсурдным, поскольку объемы рынка быстро росли. Прошлой весной тревожные тенденции стали очень заметными, хотя, конечно, трудно назвать определенную точку начала кризиса.
Еще труднее предполагать, когда это закончится. Владимир Тасун считает, что рецессия в отрасли продлится несколько лет. Также мы ничего не можем сказать о масштабах и, главное, о целях государственного вмешательства. А от этого зависит, какой станет отрасль после кризиса. Произойдут ли структурные изменения, разделение авиакомпаний по бизнес-моделям, как далеко продвинется неизбежный, по-видимому, процесс консолидации авиаперевозчиков.
Наступают непростые времена. Но у людей сохраняется непреодолимая потребность летать. И в этом — залог будущего гражданской авиации.

Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№199, май 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.