Теракт в Домодедово: меры приняты, виновные назначены?

Федор Борисов :: transport-photo.com
Федор Борисов :: transport-photo.com

В результате взрыва в зоне прилета аэропорта Домодедово 24 января пострадало множество людей, и мы все выражаем глубокое соболезнование родным и близким пострадавших.

Естестственно, что теракт повлек ужесточение мер безопасности в аэропортах. В срочной телеграмме Ространснадзора предписывается, в частности, "усилить контроль за допуском и нахождением на контролируемой территории аэропортов лиц сторонних организаций и транспортных средств с разовыми и временными пропусками, а также обеспечить 100%-ный досмотр пассажиров, посетителей и их ручной клади, багажа при входах в аэровокзальные комплексы аэропортов".
Реализовать эти меры не так уж сложно. Досмотр на входе в аэропорты был введен осенью 2004 г. после двух терактов. Возложен он был на органы МВД, участие которых в системе обеспечения авиационной безопасности тогда было значительно усилено, причем, отметим, уже тогда это вызывало критику со стороны профессиональных служб авиационной безопасности в аэропортах, поскольку этот шаг привел в том числе к размыванию ответственности.

Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

Комментарии

К сожалению, я не знаю какими документами регламентируется АБ в РФ, но в международной практике существует четкая иерархия, это, Приложение 17 к Чикагской Конвенции, которая в свою очередь обязывает государства о принятии Национальных Программ по АБ. Далее, в соответствии с национальными программами по АБ, авиакомпании и аэропорты принимают свои программы по АБ.

В соответствии с тем же Приложением 17:

3.2.1 Каждое Договаривающееся государство требует, чтобы каждый аэропорт, обслуживающий гражданскую авиацию, принимал в письменной форме, осуществлял и
обновлял программу безопасности аэропорта, отвечающую требованиям национальной программы безопасности гражданской авиации.

3.2.2 Каждое Договаривающееся государство обеспечивает наличие в каждом аэропорту, обслуживающем гражданскую авиацию, полномочного органа, на который
возлагается ответственность за координацию работы по осуществлению мер контроля в целях безопасности.

3.2.3 Каждое Договаривающееся государство обеспечивает создание аэропортового комитета по безопасности в каждом аэропорту, обслуживающем гражданскую авиацию, для оказания помощи упомянутому в п. 3.2.2 полномочному органу в его работе по координации осуществления мер контроля в целях безопасности и правил безопасности в соответствии с программой безопасности аэропорта.

Как видно, все завязывается непосредственно на аэропорт, т.е. аэропорт пишет программу, аэропорт создает орган и комитет по АБ.

Далее, в инструктивном материале ИКАО документ 8973 "Руководство по безопасности" (ДСП), написано, что все комитеты и полномочные органы подчиняются непосредственно руководству аэропорта, т.е. если полномочный орган это непосредственно заместитель начальника аэропорта по АБ, то аэропортовой комитет по АБ включает в себя:

в состав комитета должны входить: начальник аэропорта, находящиеся в аэропорту полномочные представители полиции, служб безопасности, иммиграционных, таможенных, почтовых властей, служб связи, управления воздушным движением, медицинских, пожарных и спасательных служб, эксплуатантов воздушных судов и экспедиторов, а также, по возможности, представители организаций служащих и работодателей (что позволит обеспечивать комитет последними данными о профессиональных и технико-эксплуатационных аспектах и своевременно информировать организации служащих и работодателей о мерах и процедурах, которые могут затрагивать их деятельность) и сотрудник по безопасности аэропорта.

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Увы, Россия не во всем следует рекомендациям ICAO, предпочитая особый путь. Я пока не успел поговорить со специалистами, но даже по своим крайне поверхностным представлениям полагаю, что в результате внесения после терактов 2004 г. поправок в законы о милиции и об оперативно-розыскной деятельности роль МВД в аэропортах была значительно усилена, а вопросы координации остались непроработанными, т.е. произошло то самое размывание ответственности, о котором я и пишу (там же и ссылки на комментарии к законопроектам). Про государственную программу авиационной безопасности, рекомендованную ICAO. я ничего в России не слышал (может, пропустил?). Есть государственная программа обеспечения безопасности полетов ГА, принятая 6 мая 2008 г., но там авиационная безопасность упоминается только вскользь.

Опять же к вопросу о координации. ICAO рекомендует наличие в стране Межведомственной комиссии по авиационной безопасности, которая на правительственном уровне координирует деятельность всех ведомств по этой проблеме. В России эта комиссия была упразднена в 1998 г. — ее полномочия, если не ошибаюсь, были включены в Межведомственную антитеррористичиескую комиссию, но это противоречило рекомендациям ICAO, которые, как Вы понимаете, тоже не на пустом месте созданы. В 2008 г. была создана Межведомственная комиссия по по авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации — это уже ближе к рекомендации ICAO.

Так что можно полагать, что некий координирующий орган у нас есть. Но вот что интересно — на лентах новостей уже появились сообщения о том, что наши спецслужбы знали о готовящемся теракте. Разумеется, к этим сообщениям нельзя относиться с полным доверием, но у меня как у простого обывателя возникает вопрос: если спецслужбы знали, то знала ли Межведомственная комиссия, были ли даны соответствующие распоряжения органам МВД, обеспечивающим контроль на входе в терминалы аэропортов, а также службам авиационной безопасности аэропортов, отвечающим за предполетный досмотр (совместно с органами МВД)? Если не знала, то почему, если знала, то почему органы МВД на входе в Домодедово работали в обычном режиме?

Поясню последний вопрос. Сейчас много говорят о том, что террорист прошел в здание терминала из-за того, что там плохо был налажен контроль. Лично я с такой постановкой вопроса принципиально не согласен, потому что 100%-ный досмотр в нормальных условиях неудобен для пассажиров и требует существенного времени. Выборочный контроль, который осуществлялся во всех аэропортах, был вполне достаточен для условий "мирного" времени. А о том, что время наступило не мирное, не знали, похоже, ни пассажиры, ни Межведомственная комиссия по авиационной безопасности, ни милиционеры у входа в терминал.

Таким образом, главные вопросы, направленные на то, чтобы избежать похожих трагедий в будущем, а не просто принести ритуальные жертвоприношения в виде отставок, заключаются в следующем:

а) если спецслужбы знали о подготовке теракта, то почему милиционеры на входе не знали? (или знали, но ничего не делали?);

б) если спецслужбы не знали, то почему?

Как видим, здесь нет никаких вопросов к менеджменту аэропорта Домодедово. Попытка свалить вину на аэропорт, как мне представляется, направлена на то, чтобы смогли избежать ответственности те, кто действительно за это отвечает.

 

Аватар пользователя miuz

К огромному прискорбию тема безопасности аэропортов получила скорое продолжение.
В своих комментариях к обсуждению ситуации в Домодедово, когда там не было света я писал, о том, что хорошо, что ни кто не додумался устроить там в то время теракт и что хватило бы даже взрыв-пакета...
Видимо террористы тоже об этом пожалели, но решили хоть как-то наверстать.
НО, никто не сказал о том, что было бы если это произошло тогда.
Думаю, что это был бы невиданный кошмар!
Так что выводы нужно делать более масштабные!

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.