Тяжелые последствия

Oкончательная точка в судьбе авиакомпании "КД авиа" на момент подписания номера в печать поставлена еще не была, но шансы на благоприятный исход и сохранение авиакомпании в ее нынешнем виде крайне маловероятны. Росавиация объявила об аннулировании с 14 сентября свидетельства эксплуатанта; компания подала иск о своем банкротстве. Похоже, российскому рынку воздушных перевозок нанесен очередной серьезный удар.
Проект "КД авиа" предполагал создание в Калининграде транзитного хаба, объединяющего ежедневными регулярными рейсами примерно полтора десятка российских городов с таким же количеством зарубежных (в августе сеть охватывала 22 пункта назначения). Понятно, что пассажиропотоки между любой парой этих городов слишком незначительны для открытия прямых рейсов, но при стыковке в Калининграде на каждом вылетающем рейсе собираются пассажиры со всех прилетевших рейсов, следующие в данном направлении, что обеспечивает необходимую коммерческую загрузку. Кроме того, при работе по хабовой схеме "КД авиа" эксплуатировала 17 ВС, тогда как для обеспечения прямых связей потребовалось бы свыше 100 самолетов. Работа хаба была бы невозможна без высокотехнологичного пересадочного узла, и в реконструкцию аэропорта Храброво были сделаны значительные инвестиции.
Можно не сомневаться, что экономический кризис сильнее, чем в столице, сказался на деловой активности в российских региональных центрах, т. е. сократил именно тот пассажиропоток, на который делала ставку "КД авиа". Финансовые трудности начались еще осенью прошлого года, и к началу сентября долги авиаперевозчика достигли почти 12 млрд руб. Дефицит оборотного капитала поставил под вопрос продолжение деятельности, а ведь известно, что любая авиакомпания может расплатиться по долгам, только продолжая полеты (как тут опять не вспомнить Главу 11 по защите от кредиторов американского Кодекса о банкротстве, которой воспользовались все крупнейшие американские авиакомпании).
В сложившейся ситуации компании "КД авиа" требовалась решительная государственная поддержка. Но выделенные из федерального бюджета 4 млрд руб. до компании не дошли, остановившись на уровне Калининградской области. Не будем разбираться, кто более прав в треугольнике из чиновников, кредиторов и менеджеров авиакомпании, было ли сделано все возможное, как теперь многие говорят, или все-таки не все. Сейчас важнее последствия.
Рискну предположить, что в результате аннулирования свидетельства эксплуатанта и прекращения деятельности "КД авиа" государство понесет бо’льшие расходы, чем в случае сохранения ее работы путем реализации необходимых мер господдержки. Калининградский эксклав — особый регион в Российской Федерации, и задача обеспечения его транспортных связей с остальной территорией страны всегда остается актуальной. В то же время численность населения и уровень благосостояния Калининградской области не способны обеспечить необходимый платежеспособный пассажиропоток. Это наглядно доказал опыт обанкротившейся компании "Калининградавиа", на руинах которой и создавалась "КД авиа". Компания "Калининградавиа" базировалась в Калининграде и пыталась просто, без всякого хаба, летать в центральную часть России и по Европе. Однако въездной туристический поток в Калининградскую область незначителен, а местные жители предпочитают ездить в Польшу и Германию на автобусах (об этом, кстати, задумываются авиакомпании, которым сейчас предложены "освободившиеся" коммерческие права на полеты из Калининграда по Европе). А на внутрироссийских направлениях "Калининградавиа" неизбежно проигрывала мощным столичным перевозчикам. Практика показала, что без постоянного субсидирования существование "Калининградавиа" невозможно. Изюминка бизнес-схемы "КД авиа" как раз и заключается в том, что транспортная доступность для жителей Калининградской области возникает в ней как побочный эффект, а основные расходы несет транзитный пассажир, для которого, в свою очередь, перелет в Европу с пересадкой в Калининграде оказывается не только дешевле, чем через Москву, но и дешевле прямого рейса (такая вот особенность хабового ценообразования).
Другое важное и грустное последствие закрытия "КД авиа" заключается в очевидном снижении уровня реальной конкуренции на российском рынке международных авиаперевозок. Ведь хаб "КД авиа" формировал действенную альтернативу полетам из региональных центров в Европу через Москву.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.