Вне рынка, вне конкуренции

Вне рынка, вне конкуренции
Леонид Фаерберг :: Transport-photo.com

На этой неделе "Аэрофлот" объявил о том, что на рейсах из Москвы в Калининград, Крым и на Дальний Восток вводятся единые фиксированные тарифы, которые будут действовать с 2 апреля по 31 октября 2015 г.

Как сообщают в авиакомпании, программа плоских тарифов (flat rate) запущена в соответствии с политикой перевозчика, который "провозглашает повышение мобильности населения в том числе путем улучшения транспортной доступности регионов страны".

На первый взгляд идея выглядит весьма привлекательно. Однако результаты могут оказаться не столь однозначными.

Прежде всего надо признать, что в условиях низкого спроса тарифы у авиакомпаний и так стали почти плоскими. То есть на всю глубину бронирования продажи идут фактически по одному тарифу, а незадолго до вылета, когда спрос увеличился, а билетов стало меньше, в ход идут более дорогие тарифы. Ну и, чтобы стимулировать продажи и позаимствовать у пассажиров наличность, авиакомпании устраивают распродажи с более низкими тарифами. То есть действующих тарифов и так немного, и весь инструментарий автоматизированных систем управления доходами (RMS), которые работают во всех крупных авиакомпаниях, уже сейчас используется довольно слабо.

"Аэрофлот" на трех выбранных направлениях идет еще дальше и вообще отказывается от управления доходами, возвращаясь, по сути, к советской системе, когда все управление доходами сводилось к зимним и летним тарифам, а цены на билеты публиковались прямо в расписании.

Надо понимать, что подобный отказ ведет к снижению доходов авиакомпании. Доказать легко методом "от противного": во всем мире по мере либерализации и дерегулирования воздушного транспорта авиакомпании перешли от фиксированных тарифов к дифференцированным тарифным сеткам. В корне поменялась сама идеология:  новый подход можно условно сформулировать как "хочешь лететь сейчас или более удобным рейсом — плати больше, планируешь полет заранее или выбираешь менее удобный рейс — плати меньше". Этот принцип доказал свою эффективность.

С математической точки зрения выручка авиакомпании представляет собой площадь под кривой эластичности спроса, и с помощью нескольких прямоугольников, соответсвующих разным тарифам, эта кривая интегруется гораздо лучше, чем с помощью одного.

А с практической точки зрения плоский тариф означает, что нет не только более дорогих билетов, но и более дешевых. Если раньше наименее обеспеченные потребители могли заранее приобрести билеты по тарифам ниже себестоимости (за счет перекрестного субсидирования с корпоративным рынком, где в последний момент покупаются самые дорогие билеты), то сейчас они этой возможности будут лишены. То есть фиксация единого билета ведет не к увеличению, а к уменьшению мобильности населения (ну, или наименее обеспеченной его части, что не лучше).

Можно, конечно, возразить, что "Аэрофлот" фиксирует тарифы на минимальном уровне. Допустим, это так. Но тогда доходы компании сокращаются еще сильнее.

Все это было бы прекрасно, если бы российские авиакомпании купались в сверхприбылях. Но это не так, и даже "Аэрофлот" показал убытки по итогам 2014 г. (путем некоторой коррекции их удалось представить как прибыль, но сути дела это не меняет). Поэтому возникает вопрос, кто все это будет оплачивать? Ответ тоже понятен: либо пассажиры на других направлениях, либо госбюджет — неважно, будет ли это прямое субсидирование, какие-либо преференции или сокращение поступлений в бюджет от "Аэрофлота".

Есть и менее очевидные, но не менее серьезные негативные последствия от введения плоских тарифов. Во-первых, сокращается глубина бронирования, поскольку нет никакого стимула приобретать билеты заранее. А это ведет к росту финансовых расходов авиакомпании, потому что вместо бесплатных кредитов от пассажиров, заранее купивших билеты, авиакомпания вынуждена финансировать свою текущую деятельность за счет банковских кредитов под известно какие проценты.

Во-вторых, плоский тариф усиливает диспропорции в спросе на удобные и неудобные — по дню недели и времени вылета — рейсы. Более привлекательные рейсы распродаются быстрее, и при наличии дифференцированных тарифов цена билетов на них получается выше, в результате чувствительные к цене потребители перераспределяются на менее удобные рейсы, по которым еще открыты квоты на низкие тарифы. При фиксированном тарифе этот механизм компенсации перестает действовать. И тут кроется ловушка: в условиях общего невысокого спроса загрузка на наименее удобных рейсах может оказаться до того низкой, что их придется отменять ввиду полной нерентабельности. Это приведет к снижению суммарной провозной емкости на маршрутах с плоским тарифом.

Таким образом, введение плоского тарифа ведет к снижению доходов и другим негативным последствиям как для авиакомпаний, так и для ряда пассажиров (конечно, чиновники или бизнесмены, которые сейчас покупают в последний момент дорогие билеты, плоским тарифам обрадуются, но едва ли это цель, к которой стоит стремиться).

Фиксация тарифов сильно искажает свободу конкуренции на рынке, а по сути, ведет к ликвидации самого рынка. "Аэрофлот" служит ориентиром и мощнейшим конкурентом для других участников рынка, так что его действия могут иметь весьма серьезные последствия.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Комментарии

Аватар пользователя Gloria-7-XP

Один ученый-экономист А. Маршалл заменил "политическая экономия" на термин Economics, типа точная наука как Physics. Economics базируется на CRM (Customer Relationship Management) — концепция управления, согласно которой центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Короче философия а не формулы. Политическая экономия базируется на законах фундаментальной науки. В данном случаи законе масштабирования! http://www.dinosaurtheory.com/scaling_ru.html Отсюда ответ о вопросе себестоимости. Похоже в AFL, за ум взялись, и не потому что умные а потому что приспичило. Не до ассоциации премиум класса. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Итогом перевозок в конце лета должно быть сокращение пустых кресел (провозных емкостей). И тогда рынок выровняется станет более цивилизованным т.е. соблюдения баланса спроса и предложения! А теория по площадям спроса и предложения - тормоз от либерализма теория об эффективности опустошения всеми горячо любимого кошелька клиента! Показатели EXP/ASM и Rev/ASM, вот где рынок. И если EXP/ASM > Rev/ASM где там место политики "дискриминацией цен"?. Задайте себе вопрос а какая вероятность продажи билета дешевого и дорогого (площадей)в условиях когда каждое кресло на вес "золота"? Ну как бы там не было своим flat rate 3500₽ в одну сторону AFL честно задает "темп рынка", что для Шер-Сим. Rev/ASM=10,90 цент/пасс/миля (3,34 рубль/пасс/километр). По этой цене можно оценить "справедливость " цен по всей маршрутной сети. С увлечением дальности ставка падает, с уменьшением увеличивается. А заодно и новоявленного лоукостера до кучи.

Тут надо понимать физику рынка. Во-первых, количество желающих полететь в понедельник и в среду разное. Далее, количество желающих лететь утром и вечером тоже разное. Они не могут лететь все по одной цене. Во-вторых, бизнесмен и пенсионерка имеют разные возможности оплатить перевозку. Если в цене ориентироваться на бизнесмена - у старушки не хватит денег. Если на старушку - бизнесмену не хватит места. Вот Аэрофлот нас туда и ведет - в светлое социалистическое прошлое. Я как-то при покупке билета провел в кассе в общей сложности 23 часа (за 2-е суток). Драки, записи на очередь, жучки и "душманы" - это все в неизбежном будущем.
Аватар пользователя Алексей Синицкий

alex_zv, прекрасный комментарий, спасибо!

alex_zv: "Они не могут лететь все по одной цене." Попробуйте это объяснить ФАС, которая периодически трясет перевозчиков с вопросами типа "а почему у вас в среду и в пятницу цены разные?".
Аватар пользователя Алексей Синицкий

ага, а еще ФАС спрашивает, почему одну одну и ту же услугу продают по разной цене. И еще они не понимают, сетевого бизнеса авиакомпаний, когда на некоторых линиях летают в убыток, а на других, где получится, зарабатывают. ФАС говорит, что пассажира не волнует, что происходит на других линиях. В общем, большой парадокс — антимонопольная служба не понимает сути конкуренции.

Для меня загадкой остаётся то, что эти вопросы задаются от раза к разу. Такое впечатление, что ФАС под каждую новую проверку подгоняет инспекторов, которые этим никогда ранее не занимались. Видимо, считают, что напор девственно безграмотных эффективнее, чем двустороннее общение специалистов...
Аватар пользователя Gloria-7-XP

Опубликовано чт, 09/04/2015 - 11:30 пользователем Алексей Синицкий alex_zv, прекрасный комментарий, спасибо! Что же здесь прекрасного? Вы только вдумаетесь что человек пишет! "Во-первых, количество желающих полететь в понедельник и в среду разное.Далее, количество желающих лететь утром и вечером тоже разное.Они не могут лететь все по одной цене.Во-вторых, бизнесмен и пенсионерка имеют разные возможности оплатить перевозку.Если в цене ориентироваться на бизнесмена - у старушки не хватит денег.Если на старушку - бизнесмену не хватит места." Осталось только добавить для убедительности что солнце всходит на востоке потому что не на западе! А фраза "Тут надо понимать физику рынка." Вообще где он учился? Ньютон подарил заповедь миру ускорение пропорционально силе. В мире известно четыре силовых взаимодействия. О каком он пишет упоминая рынок и его физические свойтва? "Я как-то при покупке билета провел в кассе в общей сложности 23 часа (за 2-е суток). Драки, записи на очередь, жучки и "душманы" - это все в неизбежном будущем." Было время надо было утром переться за билетом в кассу (дело было в СССР) но тогда не было интерната и прочее. Но вот введут Overbooking и вместо драк в очередях Вас пошлют по закону. И старушка и бизнесмен здесь что теперь равноправие?

Да уж. Необходимо признать, что института мне закончить не привелось, только училище... Тем не менее попытаюсь объяснить. Дело в том, что рынку присущи некоторые особенности, которые мы можем наблюдать как практически объективные законы. Один из них называется эластичность спроса. Физически он проявляется так. Сегодня сотрудник авиакомпании меняет в компьютере цифру 10000 на 5000, а завтра мы видим, что рейс, который вчера улетел полупустым, сегодня летит полным. Найдите синоним слову "физически" в данном тексте?

Да. Институт мне закончить не удалось. Только училище. Однако, должен заметить, что рынку присущи некоторые особенности, которые мы наблюдаем практически как объективные законы. Один из них называется эластичность спроса. Он связывает 2 физических события. 1. Сотрудник авиакомпании пальцем меняет цифру 10000 на 5000. 2. Рейс, в котором вчера летело 50 пассажиров, сегодня везет 100. Интернет барахлит, не увидел своего комментария, поэтому повторил. Далее. Авиакомпании занимаются тем, что перевозят пассажиров из п.А в п.Б. С одной стороны, чем больше пассажиров перелетит, тем лучше. С другой стороны, бывают случаи, что лететь надо срочно. Нужна ВОЗМОЖНОСТЬ улететь. Несколько десятилетий достаточно умные люди думали, как это совместить. Догадались: нужно несколько тарифов. А тут выходит, что весь мир был глуповат, "Аэрофлот" самый умный. Так ли это?

У нас большая страна и у населения должна быть возможность передвигаться. Должны же быть какие-то социальные обязательства, а не только конкуренция, экономика и набивание карманов. Что касается бизнесменов, которым может не хватить мест из-за старушек, то велком в бизнес класс, там места есть. К тому же снижение тарифов и на их бизнесе скажется положительно. Я летаю из Москвы в Хабаровск с семьей и для меня это прекрасная новость. К тому же а/к Трансаэро установила тариф на маршруте Москва-Хабаровск на 1000 рублей дешевле, чем Аэрофлот. Значит не все так плохо. Самолеты летают со 100% загрузкой.

"...для меня это прекрасная новость". Я бы вам посоветовал дождаться практической реализации - а потом уже радоваться. Великий афоризм Черномырдина в нашей стране до сих пор живёт и побеждает...

Довольно спорная статья со смешными комментариями.... За экскурс в базовые понятия управления доходами спасибо. "Тут надо понимать физику рынка. Во-первых, количество желающих полететь в понедельник и в среду разное. Далее, количество желающих лететь утром и вечером тоже разное. Они не могут лететь все по одной цене." Ответ- могут. И полетят с 21 апреля вопреки законам физики, точнее- Вашим стереотипам. От человека, имеющего доступ к интернету, довольно странно слышать о том, что " Аэрофлот нас туда и ведет - в светлое социалистическое прошлое. Я как-то при покупке билета провел в кассе в общей сложности 23 часа (за 2-е суток). Драки, записи на очередь, жучки и "душманы" - это все в неизбежном будущем." Я Вас научу покупать билеты через интернет. В итоге: Во-первых, Вас ( пассажиров и другие авиакомпании) Аэрофлот никуда не ведет. Не нравятся единые низкие тарифы- есть масса других авиакомпаний, летающих по этим маршрутам. Во-вторых, маршруты, о которых идет речь, высококонкурентны. Я считаю, что Аэрофлот сделал сильный конкурентный ход. Ответ от других перевозчиков ожидаем.Конкуренция только усилится- плохо? В-третьих, авиакомпания устанавливает тарифы самостоятельно. Не надо учить Аэрофлот, как это нужно делать. В-четвертых, плоские тарифы эконом.класса на линии Москва-Симферополь были опробованы прошлым летом. Линия показали очень хорошие результаты.
Аватар пользователя Rust2008

***Я считаю, что Аэрофлот сделал сильный конкурентный ход. Ответ от других перевозчиков ожидаем.Конкуренция только усилится- плохо?*** О, да, ход действительно конкурентный! Ибо ВВП, послушав гендиректора Аэрофлота, дал указание Минкэконому помочь Аэрофлоту. А помочь главный акционер авиакомпании в лице государства может во многом, во всяком случае, Аэрофлоту банкротство точно грозить не будет.
Аватар пользователя Gloria-7-XP

Dядя только не вешайте лапшу на уши 1 Понятие плоский тариф он плоский и для 3000 и для 30000. Я считаю, что Аэрофлот сделал сильный конкурентный ход. Вы правильно считаете только надо было давить, что столь сильный конкурентный основан на предложении ВВП, который не оставил шансов AFL метать кости при продажи билетов! Шаг прагматичный ибо выбор то не велик УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ. Сделай те одолжение поставите знак препинания. P.S. Ваш прошлогодний опыт востребован http://fedpress.ru/news/econom/train/1404449741-krasnoyartsy-raskupili-deshevye-bilety-na-pervye-reisy-v-krym Пир ветром сдуло http://news.sevas.com/crimea/aviarejsy_krasnoyarsk_simferopol_kompanii_ikar_otmeneny_v_mae_2015
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.