Вот такой праздник

9 февраля гражданской авиации России исполнилось 85 лет. За эти годы произошло много славных событий, были преодолены немалые трудности и достигнуты неоспоримые успехи. Что позволяет поздравить с юбилеем всех работников отрасли воздушного транспорта.
Разумеется, нынешнее состояние отрасли нельзя оценить однозначно. Как отмечают весьма заслуженные представители НП "Клуб "Опыт"", учрежденного по инициативе ветеранов высшего руководящего звена МГА СССР, ДВТ МТ РФ, ФАС и ФСВТ, "сегодня только ленивый не ругает нашу отрасль". И действительно, критику можно услышать со всех сторон.
В начале февраля первый вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что система воздушного транспорта в России работает неэффективно, поскольку две трети внутренних воздушных перелетов пассажиров осуществляется через Москву, что снижает как эффективность, так и качество обслуживания. Действительно, тенденция концентрации перевозок в столичном узле вызывает тревогу, ее наличие не один год отмечается в аналитических докладах АЭВТ, однако надо сказать, что данная проблема лежит вне гражданской авиации — российская структура власти и экономика устроены так, что девять из десяти служебных пассажиров летят решать свои проблемы именно в Москву. А массовому пассажиру воздушный транспорт пока не по карману, но и этот вопрос стоит адресовать, скорее, к экономике в целом, а не к гражданской авиации.
Вице-премьер мог бы покритиковать и систему государственного регулирования гражданской авиации — разрозненные органы действуют в лучшем случае несогласованно, а в худшем — конкурируют между собой. При этом нормативная база пребывает в удручающем состоянии, а новые документы, которые иногда все-таки появляются, выходят в таком виде, что, как вздыхают авиаторы, уж лучше бы оставались старые. Разумеется, АЭВТ, представляя профессиональное сообщество, постоянно выдвигает предложения и рекомендации, но отраслевая ассоциация не должна и не может дублировать органы государственного регулирования, неудовлетворительно выполняющие свои прямые обязанности. Надо, впрочем, признать, что и сами авиаперевозчики далеко не всегда проявляют единство мнений по ключевым для отрасли вопросам, иногда лоббируя собственные интересы в ущерб корпоративным.
В январе произошло событие, быть может, не слишком значительное, но бросившее пятно на всю гражданскую авиацию. В распоряжение периодических изданий попал документ Ространснадзора, где были перечислены результаты внеплановой инспекции авиакомпании "Скай Экспресс" и содержались некие довольно решительные рекомендации. Документ был разослан по электронный почте с анонимного адреса, к тому же можно было заподозрить, что после сканирования в документе что-то подчищено. Минтранс и "Скай Экспресс" подтвердили факт проведения инспекции, однако на момент массовой рассылки она еще не была завершена — похоже, редакциям был подброшен промежуточный вариант документа.
По словам представителей компании "Скай Экспресс", большинство замечаний, обнаруженных в ходе проверки, было оперативно устранено, а некоторые тезисы, приведенные в подброшенном документе, вообще не подтвердились. Однако "Скай Экспресс" и Ространснадзор оказались втянутыми в публичную дискуссию, что поставило в неудобное положение как авиаперевозчика, так и надзорный орган.
Подобную массовую рассылку документа по итогам незаконченной проверки с неясным вердиктом можно расценить как недобросовестное поведение конкурентов на рынке авиаперевозок. Очевидно, что такие способы конкурентной борьбы отрицательно влияют не только на отдельно взятую компанию, но и на всю отрасль в целом, поскольку давно уже известно, что массовый читатель не способен взвешенно и объективно оценивать информацию для специалистов в столь чувствительной области, как безопасность полетов, что ведет к формированию неадекватного общественного мнения о воздушном транспорте.
Впрочем, времена меняются, а иногда происходят просто символические события. В тот самый день, когда представители российского авиасообщества праздновали в Кремлевском дворце съездов 85-летие гражданской авиации, в Москву этаким провозвестником перемен ворвался глава Virgin Group сэр Ричард Брэнсон. Со словами "Настало время прийти в Россию" Брэнсон заявил о намерении запустить низкотарифный проект на российском рынке (см. с. 4).
У Брэнсона получится. Он создает авиакомпании в разных странах. Три года потребовалось, чтобы выйти на чрезвычайно защищенный рынок США. Есть у него и компания Virgin Nigeria. По данным организации Transparency International, по уровню коррупции США занимают 20-е место в мире. А Нигерия — 147-е. Россия в этом рейтинге находится на промежуточном 143-м месте, хотя и гораздо ближе к Нигерии, чем к США. Практика показывает, что Брэнсону удается работать на самых разных рынках, так что получится и в России. А с приходом Брэнсона российская гражданская авиация не сможет оставаться прежней — придется гораздо глубже задуматься и об эффективности, и о конкурентоспособности. Да и с нормативной базой надо будет что-то сделать.

Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.