Все зависит от министра

21 ноября 2005 г. министр транспорта Игорь Левитин подписал приказ № 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ". Минюст зарегистрировал этот приказ 20 января. Остается только опубликовать его в "Российской газете", и приказ вступит в законную силу.
Разработанное Минтрансом Положение вызвало шок в авиационном сообществе. Понятно, что хозяйствующие субъекты нечасто довольны действиями властей. Но сейчас — случай особый.
На первый взгляд можно было бы порадоваться социальной защищенности российских пилотов. В США налет ограничен 100 ч в месяц и 1000 ч в год. В Европе нормы более мягкие: 90/900. Россия, в случае принятия Положения в его нынешнем виде, делает еще один шаг вперед — 80/800.
Точнее, шаг назад.
Дело в том, что эта норма плюс ежесуточные ограничения (для двухчленного экипажа — 10 ч днем, 9 ч ночью) затрагивают не только и не столько режим рабочего времени; они существенно затрагивают все направления экономической, технической и социальной политики авиаперевозчиков.
Прежде всего наносится серьезный удар по экономике авиакомпаний. По протяженности маршрутов Россия — не Европа, и неспроста американские нормы налета выше европейских. По словам летных директоров ведущих авиакомпаний, с учетом предполетных и послеполетных процедур оборотный рейс продолжительностью свыше 5 ч придется выполнять с усиленным экипажем. В зависимости от маршрутной сети авиакомпании для ведущих российских авиаперевозчиков это приведет к необходимости увеличения количества экипажей на 25-30%. Очевидно, что авиакомпании понесут существенные расходы на дополнительный персонал, которые в итоге лягут на пассажиров.
Впрочем, проблема еще серьезнее. Даже без этого нововведения дефицит пилотов в последние годы только возрастает. А новое Положение усугубляет ситуацию и фактически вынуждает перевозчиков привлекать недостаточно квалифицированные кадры, что негативно скажется на безопасности полетов.
Казалось бы, хотя бы летчикам должно стать лучше — чьи же еще интересы отстаивают профсоюзы, при участии которых было подготовлено Положение? Однако, по расчетам пилотов "Аэрофлота", реализация норм Положения сократит их ежемесячную зарплату более чем на 1300 долл. Уже начинаются протесты со стороны первичных ячеек профсоюзов — просто не все пока подсчитали, к чему приведет необходимость увеличения рабочих мест при том же количестве маршрутов.
Надо сказать, что при всем накале страстей представители авиакомпаний не имеют никаких претензий к профсоюзам — те делают свое дело и, судя по тексту Положения, неплохо. Хотя, конечно, можно удивляться, зачем принимать меры, ведущие к сокращению зарплаты. Возможно, это отголосок кризисных 90-х, когда проблемой был избыток летного состава, а не дефицит.
Вся эта ситуация наводит на очень грустные мысли. Разработкой своего варианта положения о рабочем времени Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, объединяющая ведущие авиакомпании России, занимается более четырех лет. Пока шел поиск компромисса с профсоюзами, власти, понимая сложность проблемы, откладывали принятие каких-либо решений по этому вопросу. Однако после очередной ротации чиновников вопрос, вероятно, показался простым: эксплуатанты хотят эксплуатировать летный состав. А в Трудовом кодексе есть норма, позволяющая профсоюзам высказать свое мнение. А Минздрав и Минюст толкуют это мнение как обязательное для визирования. Вот и решили наотмашь.
Но есть нюансы, очевидные только для специалистов. Например, по новому Положению, пилотам, находящимся в резерве, засчитывается 100% рабочего времени. Значит, через несколько часов дежурства этот пилот и полететь никуда не сможет, поскольку в ходе полета превысит свой суточный лимит. Получается, нужен экипаж, усиленный вдвойне. Или втройне.
Впрочем, текст Положения не конкретизирует, кем именно должен быть усилен экипаж — пилотами, штурманами или флайт-менеджерами, наличие которых, если следовать букве текста, позволит пилотам трудиться аж по 15 часов.
В общем, можно смеяться, а можно и плакать. Вертикаль власти выстраивается так, что отрубаются любые действенные механизмы обратной связи. Административная реформа, о которой, наверное, сейчас вспоминают только в авиации, привела к уничтожению единого полномочного органа, предусмотренного Чикагской конвенцией. Как отметил один уважаемый представитель отрасли, ни в МГА СССР, ни в ДВТ МТ, ни в ФАС, ни в ФСВТ, ни даже в ГСГА такое Положение принято быть не могло. А сейчас разные функции распределены между разными ведомствами, каждый в лучшем случае отвечает за свое, но никто не отвечает за все в целом. Одно из следствий — появление документов, которыми не удовлетворены ни авиакомпании, ни их работники, ни даже чиновники от авиации. Но авиация — слишком сложная и чувствительная отрасль, поэтому необходимо выработать и принять эффективные механизмы учета интересов отечественных перевозчиков.
А пока одна надежда — на министра Игоря Левитина. Приказ его, он и принимает решение о публикации. Может, не опубликует? Тогда удалось бы устранить хотя бы наиболее острые противоречия. А еще лучше — подготовить новый вариант, задающий безопасные границы, в пределах которых профсоюзы и вели бы извечную борьбу с работодателями.

Ссылки по теме

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.