Перед провалом
Грустные новости о закрытии продаж билетов авиакомпании "КД авиа", разговоры о приостановке действия свидетельства эксплуатанта этой авиакомпании заставляют задуматься о судьбе авиакомпаний-должников перед началом низкого сезона 2009-2010 гг.
В группе риска с долгами от 5 до 10 млрд руб. — ряд крупнейших российских авиакомпаний. На слух, в первую очередь, конечно, ГТК "Россия", "Сибирь", "Атлант-Союз".
Совершенно очевидно, что при сегодняшнем состоянии рынка (даже если предположить его восстановление до докризисного уровня в ближайшие пару лет) ни одна из этих компаний не сможет погасить такие долги.
Ситуация интересна: если "Сибирь" и "КД авиа" можно, наверное, неким образом национализировать, забрав у нынешних владельцев (о чем, видимо, думают многие), то что делать с таким же долгом государственного ФГУП ГТК "Россия"? Простить и как-то списать?
Тогда как же конкуренция и единые правила игры для всех, без которых рынок не может существовать? Ситуация с "Атлант-Союзом" еще более запутанна: вроде это негосударственная авиакомпания, а финансовые и административные атрибуты, как у очень государственной. Если переход "Атлант-Союза" в "Росавиа" все-таки состоится в той или иной форме, то это еще больше усложнит дело.
И национализация частных компаний-должников, и "решение вопроса" с должниками государственными приведут к тому, что государство фактически потратит как минимум миллиард с лишним долларов на то, чтобы привести несколько российских авиакомпаний к состоянию, в котором они находились в 2007 г. Дальнейшее их развитие, если будет принято решение их сохранить, предсказать трудно. Если же их вольют в какие-либо существующие или создаваемые авиакомпании, совершенно неочевидно, что в новых структурах и с новым менеджментом они внезапно станут намного лучше, чем были.
Крах "КД авиа" интересен еще одним обстоятельством. Как и идея создания альянса AiRUnion, этот проект находился под активным покровительством властей — и федеральных, и региональных. Однако, как и в случае с AiRUnion, власти моментально отвернулись от этих проектов при первом появлении серьезных трудностей. Что это означает, можно лишь гадать.
Ссылки по теме
Ведущий блога - авиационный консультант, директор консалтинговой фирмы "Инфомост.Ком" Борис Рыбак.
- 14.09.2015 Сегодня никто не знает, каким образом рассчитаться с задолженностью "Трансаэро", не нанеся при этом серьезного ущерба российской гражданской авиации и стране в целом.
- 08.04.2014 Инициативы ФАС грозят серьезными убытками авиакомпаниям.
- 23.09.2009 Внезапно цены на билеты стали основной темой СМИ в отношении воздушного транспорта. По-видимому, этому способствовало затеянное расследование ФАС; может быть, это просто естественный общественный интерес к тому, что волнует многих. Много разговоров о топливной составляющей. Однако это всего лишь один, пусть и весьма существенный, фактор. О других говорят мало, но их влияние от этого меньше не становится.
- 10.09.2009 Объявленные ФАВТ результаты деятельности российского воздушного транспорта дают обильную пищу для размышлений. Честно говоря, радоваться особенно нечему.
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- The second Ilyushin IL-114-300 prototype turboprop has made its maiden flight
- Aeroflot Group offers nearly 270 destinations in summer schedule
- Ural Airlines reached record passenger traffic
- Russian airlines increased passenger traffic by 8.8% in January-February
- Aeroflot achieves peak financial performance since 2019
- Russia admits challenges with import phaseout in commercial airplane manufacturing
- Russian airlines’ passenger traffic grew 7.9 per cent in January
- Aeroflot has over a hundred aircraft available for international service
- Russia’s air passenger traffic grew 10 per cent in 2023