Главное за неделю: европейская авиакомпания прекратила полеты, первый договор на SSJ 100 для "России", первый Embraer E195-E2 на постсоветском пространстве

самолет авиакомпании Montenegro Airlines
:: Montenegro Airlines

Последняя полная неделя 2020 года оказалась для авиации вполне динамичной. Очередная европейская авиакомпания прекратила полеты. Евросоюз и Великобритания смогли, наконец, согласовать условия по Brexit, и авиаторы в целом довольны сделкой. Правительство США выделило дополнительно 15 млрд долл. на поддержку авиаперевозчиков, но грузовым авиакомпаниям помощь не достанется. В Европе удивило польское правительство: антикризисную помощь получила авиакомпания LOT — в размере 0,8 млрд долл. Белорусский национальный перевозчик стал первым эксплуатантом самолетов Embraer E195-E2 на постсоветском пространстве. "Россия" станет крупнейшим перевозчиком страны по количеству самолетов местного производства через год. Получен первый заказ на Boeing 737МАХ от американской компании за два года. В рекордно короткие 10 месяцев за рекордные 114 млн долл. проведена масштабная реконструкция взлетно-посадочной полосы в московском Шереметьево. Пропускная способность аэродромного комплекса возросла до уровня в четыре раза больше, чем будет обслужено в этом году.

Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ОСТАНОВИЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ АВИАКОМПАНИЯ

Национальный перевозчик Черногории Montenegro Airlines полностью прекратил полеты 26 декабря, став очередной жертвой коронавирусного кризиса. Государство, владелец авиакомпании, отказалось продолжать поддерживать перевозчика.

Долги авиакомпании таковы, что очень высок риск конфискации ее самолетов. Кроме того, компания задолжала нескольким аэропортам и аэронавигационной организации Eurocontrol. Имеет задолженность по зарплате с сентября. Ликвидация авиакомпании, по мнению правительства, "неизбежна".

Наличие собственного национального перевозчика "бесспорно важно" для страны, и это означает, что она создаст новую авиакомпанию — в течение шести-девяти месяцев.

АНТИКРИЗИСНАЯ ПОМОЩЬ АВИАКОМПАНИЯМ

Конгресс США одобрил очередной пакет помощи пострадавшим от пандемии коронавируса. Он включает в себя 15 млрд долл. на компенсацию фонда заработной платы американских пассажирских авиакомпаний на период с 1 декабря этого года до 31 марта следующего плюс дополнительно 1 млн долл. на покрытие расходов поставщиков услуг (кейтеринга, наземного обслуживания) и 2 млрд долл. для аэропортов и концессионеров. В отличие от первой программы CARES, новый документ не предполагает выплаты грузовым авиакомпаниям. Помощь идет с условиями: авиаперевозчики обязаны вернуть сокращенных сотрудников и выплатить им заработную плату задним числом, воздержаться от дальнейших сокращений штата. Остальные условия финансирования остались неизменными: запрет на выплату дивидендов и выкуп собственных акций, ограничения на размер премиальных руководящему составу и т. д.

В Европе полноценную — в размере 0,8 млрд долл. — антикризисную помощь от правительства получила польская авиакомпания LOT. Финансовый пакет состоит из двух частей: ссуды на сумму 488,5 млн долл. и капитальных вложений в ее уставный капитал в размере 298,5 млн долл. Это придало президенту LOT Рафалю Мильчарскому уверенность: "Мы знаем, как вернуться на путь интенсивного роста, и мы это сделаем".

На Украине, где авиакомпаниям приходится полагаться только на себя, национальный перевозчик "Международные авиалинии Украины" уже обнародовал предварительные результаты подходящего к концу года — его пассажиропоток сократился в 4 раза (с 8,0 млн до 1,8 млн пасс.). Количество рейсов уменьшилось на 72%, количество транзитных пассажиров упало на 86%. Во время локдауна авиакомпания сократила флот и уволила порядка 1 тыс. работников. Но с оптимизмом смотрит в будущее: начиная с апреля МАУ планируют восстановление собственной маршрутной сети на 64% от объемов 2019 г.

СОГЛАШЕНИЕ ПО BREXIT: АВИАЦИЯ В ЦЕЛОМ ДОВОЛЬНА

За неделю до выхода Великобритании из Евросоюза стороны, наконец, смогли согласовать условия дальнейших торгово-экономических отношений. Основным достижением стала договоренность о свободной торговле, без взаимных налогов и квот. Авиационное сообщество, в том числе представители аэрокосмической отрасли и предприятий авиатранспортного сектора, в целом позитивно отнеслось к соглашению и его отдельным условиям. Президент Airbus Гийом Фори в социальных медиа высказал одобрение соглашению. "Мы рады, что сможем продолжать работу со многими нашими партнерами в духе сотрудничества и долгосрочного партнерства", — отметил он.

Британские авиакомпании более не будут считаться европейскими и поэтому потеряют все коммерческие права на полеты внутри ЕС. Великобритания выходит из-под юрисдикции Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA), и все надзорные и регулирующие функции будет выполнять Управление гражданской авиации Великобритании (САА).

ПЕРВЫЙ EMBRAER E195-E2 НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Белорусский национальный перевозчик "Белавиа" продолжил программу обновления флота и стал первым на постсоветском пространстве эксплуатантом последнего поколения региональных реактивных самолетов Embraer E195-E2. Это первое из трех 125-местных ВС данного типа, приобретаемых в лизинг авиакомпанией; оставшиеся два ВС поступят в марте и апреле следующего года. Небольшие по вместимости самолеты бразильского производства пользуются высоким спросом в период пандемии, характеризующийся пониженной потребностью в авиаперевозках,

"РОССИЯ" ПРИСТУПАЕТ К ЭКСПЛУАТАЦИИ РОССИЙСКИХ САМОЛЕТОВ

21 декабря подписан первый договор о передаче самолетов российского производства Superjet 100 авиакомпании "Россия" из "Аэрофлота". "Россия" станет крупнейшим эксплуатантом самолетов местного производства уже к началу 2022 г., а к следующему летнему сезону перевозчик получит 44 SSJ 100. В отличие от материнской компании, суперджеты в парке "России" будут в двух вариантах:  двухклассной компоновке, рассчитанной на перевозку 87 пасс. (12 — в бизнес-классе и 75 — в экономическом), часть парка будет иметь монокомпоновку экономического класса. Поступление первых самолетов все еще ожидается до конца 2020 г. Воздушные суда будут базироваться в московском Шереметьево.

ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ НА BOEING 737МАХ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ ЗА ДВА ГОДА

Каждая неделя в конце года приносит все больше хороших новостей для Boeing. На этой состоялся первый заказ на Boeing 737МАХ от американской компании за два года. Лояльный заказчик американского производителя — Alaska Airlines разместила дополнительный заказ на 23 самолета Boeing 737MAX с опционом еще на 15. Таким образом, авиакомпания с северо-запада США имеет твердый заказ на 68 B-737-9 и опцион на 52 ВС. Alaska планирует приступить к коммерческой эксплуатации MAX в марте и получить 13 самолетов в 2021 г. Девять из партии новых ВС — из запаса "белых хвостов", самолетов, от которых во время запрета эксплуатации типа и пандемии отказались заказчики, что важно для производителя.

Федеральная авиационная администрация США официально сняла запрет на эксплуатацию В-737MAX 18 ноября. Ее примеру последовали авиационные власти Бразилии и Мексики. В Европе, Канаде, Китае, России и других странах ресертификация типа продолжается.

DASSAULT AVIATION: БОРЬБА ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕ УТРАЧЕННЫХ ПОЗИЦИЙ

Для Dassault Aviation состоявшаяся недавно выкатка Falcon 6X, нового представителя семейства бизнес-джетов Falcon. продемонстрировала намерение французского производителя вернуть долю рынка.

Dassault традиционно выделялся среди производителей деловых самолетов технологической мощью, но в этот раз акцент сместился на комфорт пассажирского салона, одного из самых широких и высоких в классе. Кроме того, 6X унаследовал "летучесть" своих старших собратьев. Все это должно помочь французскому производителю вернуть утраченные позиции в течение двух-трех лет.

ПРОЕКТ ГОДА ЗАВЕРШЕН В ШЕРЕМЕТЬЕВО

Крупнейший аэропорт России — московский Шереметьево завершил основной инвестиционный проект 2020 года: 24 декабря после масштабной реконструкции введена в эксплуатацию первая взлетно-посадочная полоса (ВПП-1). Строительные работы произведены в рекордно короткие сроки (10 месяцев) в условиях резкого сокращения производственной деятельности аэропорта, падения объемов выручки, а также необходимости соблюдения противоэпидемиологических мер.

Сумма капитальных вложений составила свыше 114 млн долл. В результате ввода в эксплуатацию полосы с двумя новыми рулежными дорожками ежегодная пропускная способность аэродромного комплекса Шереметьево с тремя ВПП возросла до 110 млн пасс. Это примерно в четыре раза больше, чем будет обслужено в текущем году.

МЕСТНЫЙ ПРОГНОЗ КИТАЙСКОГО РЫНКА ОКАЗАЛСЯ КОНСЕРВАТИВНЕЕ ПРОГНОЗА BOEING

Согласно прогнозу, подготовленному исследовательским подразделением Государственной китайской авиастроительной корпорации AVIC, потребность китайского рынка в новых самолетах до 2039 г. составляет 7576 единиц. Из этой массы новых ВС, которые поступят в парки китайских авиакомпаний, 68,7% будут обслуживать рост трафика, остальные придут на замену списанным. Более половины (51,5%) спроса придется на 150-местные самолеты вместимостью 150 кресел. Потребуется 819 бортов вместимостью 200 кресел и 1804 широкофюзеляжных ВС. Местный прогноз оказался несколько консервативнее прогноза китайского рынка, составленного Boeing.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.