Главное за неделю: на каждом авиапассажире теряется 66 долларов, первый заказ на грузовой вариант китайского конкурента Superjet, половина мирового флота Ан-124 на земле

Ан-124-100 Волга-Днепр
:: "Волга-Днепр"

Последняя неделя осени оказалась богатой на события — как и всегда в гражданской авиации. Согласно уточненным данным, в октябре только две крупные российские авиакомпании смогли перевезти больше пассажиров, чем в прошлом году, а общая динамика перевозок заметно ухудшилась по сравнению с сентябрем. Лояльный эксплуатант самолетов Boeing — частная динамичная российская авиакомпания Smartavia приобретает три Airbus A320neo вместо В-737MAX. Но для MAX есть и хорошие новости: вслед за FAA власти еще одной страны сняли запрет с эксплуатации типа. Ожидается, что отрасль авиаперевозок потеряет "только" 38,7 млрд долл. в 2021 г. Хотя совокупные чистые убытки, сгенерированные авиакомпаниями в этом, достигнут 118,5 млрд (!), согласно обновленным данным IATA. Это означает, что на каждом перевезенном пассажире теряется 66 долл.

Половина мирового флота крупнейших в мире грузовых самолетов Ан-124 поставлена на прикол. Администрация китайской провинции, где находится крупнейший в мире завод по производству iPhone, стала стартовым заказчиком грузовой версии регионального реактивного самолета ARJ21, китайского конкурента SSJ 100. Легкий российский вертолет "Ансат" впервые поставлен в Европу. А в РФ сертифицировали еще один иностранный самолет. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ТОЛЬКО ДВА РОССИЙСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКА ПРОДОЛЖИЛИ РОСТ В ОКТЯБРЕ

По уточненным данным, в октябре 2020 г. российские авиакомпании перевезли совокупно 6,796 млн пасс., на 49% меньше, чем в октябре 2019 г. После удачного — для кризисных условий — сентября (перевозки сократились на 31,7%, а внутренний рынок даже показал рост) во втором месяце осени вновь наметилась тенденция снижения пассажиропотока — на 7,1%. Несмотря на восстановление еще нескольких направлений за рубеж, международные перевозки остаются на уровне 23,3% от прошлогоднего.

В первой пятерке расстановка сил не изменилась по сравнению с сентябрем: S7 Airlines по-прежнему занимает первую строчку в рейтинге, несмотря на снижение количества обслуженных пассажиров почти на четверть. Национальный перевозчик "Аэрофлот" — второй; при этом падение его пассажиропотока (–65,8%) стало крупнейшим среди 35 авиакомпаний страны. Рост производственных показателей сохраняется у лоукостера "Победа" (+10,6%). Однако по этому показателю он уступил первенство региональной авиакомпании "Азимут", которой удалось превысить октябрьские результаты прошлого года на 13,9%. Таким образом, в октябре только два крупных перевозчика продемонстрировали рост (хотя занимающие 30-е и 33-е места в рейтинге регионалы "Сибирская легкая авиация" и "ЧукотАвиа" тоже прибавили пассажиров). А вот сокращение пассажиропотока более чем наполовину кроме "Аэрофлота" отмечается еще у нескольких перевозчиков первой двадцатки: у Azur Air (–54,9%), Red Wings (–58,5%), "Авроры" (–54,5%) и "Ямала" (–57,8%). Перевозки грузов в октябре выросли на 9% к прошлому году. Подробно и наглядно о перевозках в октябре можно посмотреть здесь.

ВМЕСТО BOEING 737MAX SMARTAVIA ВОЗЬМЕТ AIRBUS A320NEO

Smartavia ("Нордавиа ") хотя и не продемонстрировала рост в октябре, но ее операционные результаты выглядят достойно: снижение пассажиропотока составило всего 6,3%. Замыкающий десятку крупнейших авиакомпаний РФ региональный перевозчик задумал быстрый рост в постковидную эпоху — на 2021 г. он ставит себе планку в 3 млн пасс. Для осуществления задуманного следующей весной Smartavia берет в лизинг три 180-местных Airbus A320neo. Эксплуатант флота, состоящего из самолетов Boeing признает, что был вынужден отказаться от идеи приобретения новейших В-737MAX в пользу A320neo из-за сложностей, преследующих MAX.

ВЛАСТИ ЕЩЕ ОДНОЙ СТРАНЫ СНЯЛИ ЗАПРЕТ С ЭКСПЛУАТАЦИИ В-737MAX

После двух лет сплошного негатива стало появляться все больше хороших новостей касательно программы Boeing 737MAX. Национальные авиационные власти Бразилии ANAC валидировали требования Федеральной авиационной администрации США (FAA) к авиакомпаниям по возобновлению коммерческой эксплуатации самолетов семейства Boeing 737MAX после 20-месячного простоя. Единственный, но крупный оператор этого типа в Бразилии — авиакомпания GOL Airlines готовится к выводу из консервации своих семи самолетов MAX и выполнению своего заказа на 95 ВС данного типа.

В США Alaska приняла решение взять в лизинг 13 В-737MAX, которые придут на замену A320.

ОТРАСЛЬ АВИАПЕРЕВОЗОК ПОТЕРЯЕТ "ТОЛЬКО" 38,7 МЛРД ДОЛЛАРОВ В 2021 ГОДУ

Согласно обновленным данным Международной ассоциации воздушного транспорта, совокупные чистые убытки, сгенерированные авиакомпаниями по всему миру, в 2020 г. достигнут 118,5 млрд долл. (это существенно больше, чем 84,3 млрд, прогнозировавшиеся в июне). Ожидается, что ситуация начнет улучшаться во второй половине 2021 г. Программы агрессивного сокращения расходов, проводимые авиакомпаниями, в сочетании с ожидаемым ростом спроса на перевозки в будущем году (из-за постепенного открытия границ при массовом внедрении программы тестирования на COVID-19 и/или широкой доступности вакцины) должны привести к образованию положительного сальдо в IV квартале 2021 г.

"Этот кризис разрушительный и безжалостный. Авиакомпании сократили расходы на 45,8%, но выручка снизилась на 60,9% [в 2021 г.]. В результате авиакомпании потеряют 66 долл. на каждого пассажира, перевезенного в этом году, а общий чистый убыток составит 118,5 млрд долл. Этот убыток резко сократится на 80 млрд долл. в 2021 г. Но перспектива потери 38,7 млрд долл. в следующем году — не повод для радости. Нам нужно обеспечить безопасное открытие границ без карантина, чтобы люди снова полетели. А поскольку ожидается, что авиакомпании будут тратить деньги по крайней мере до IV квартала 2021 г., нельзя терять время", — заявил Александр де Жуниак, гендиректор IATA.

Исходя из вышесказанного, мировой авиатранспортной отрасли жизненно необходимы дополнительные вливания государственной помощи в размере 70–80 млрд долл. для преодоления последствий кризиса, вызванного пандемией COVID-19, считаеют в IATA. Кроме того, ассоциация призывает разработать скоординированную программу тестирования коронавирус, которая поможет отрасли вернуть пассажиров еще до того, как станет широко доступна вакцина. 

Также стало известно, что  с апреля IATA возглавит ветеран отрасли Вилли Уолш. За бывшим руководителем авиакомпании  British Airways закрепилась репутация бескомпромиссного борца, не боящегося публичных заявлений и конфликтов в отстаивании интересов авиакомпаний. Например он высказывал поддержку перевозчикам из региона Персидского залива, в то время как европейские авиакомпании пытались лоббировать свои интересы против Emirates, Etihad и Qatar Airways. Известна его симпатия к инновационным бизнес-моделям, таким как лоукост, и вероятно, с его приходом лоукост-авиакомпании начнут играть более активную роль в IATA.

ВЕРТОЛЕТ "АНСАТ" ВПЕРВЫЕ ПОСТАВЛЕН В ЕВРОПУ

Легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет "Ансат" передан Министерству внутренних дел Республики Сербской (образование в составе Боснии и Герцеговины). "Вертолеты России" называют это первой поставкой европейскому заказчику. Хотя рассчитывать на вал заказов из Европы на российскую авиатехнику, наверное, вряд ли стоит. Воздушное судно поставлено в медицинской комплектации, еще два "Ансата" для нужд полиции будут переданы в 2021 и 2022 г. Контракт также предусматривает подготовку техников и пилотов заказчика в авиационном учебном центре Казанского вертолетного завода.

ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ НА ГРУЗОВУЮ ВЕРСИЮ КИТАЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО САМОЛЕТА ARJ21

Правительство китайской провинции Хэнань, где находится крупнейший в мире завод по производству iPhone, стало стартовым заказчиком грузовой версии регионального реактивного самолета ARJ21, китайского конкурента Superjet 100. Администрация, в чьей собственности находится грузовая авиакомпания Longhao Airlines, разместила твердый заказ на 25 ВС с опционом еще на 25 единиц. В контракте нет указания, что оператором самолетов будет Longhao, хотя это было бы логично.

Провинция Хэнань расположена на севере центральной части Китая, и ее правительство предпринимает серьезные усилия по развитию индустрии авиационных грузоперевозок: например, у аэропорта Чженжоу есть очевидное преимущество — он расположен по соседству с огромным заводом по производству Apple iPhone.

ПОЛОВИНА МИРОВОГО ФЛОТА АН-124 ПОСТАВЛЕНА НА ПРИКОЛ

Российская авиакомпания "Волга-Днепр" по собственной инициативе приняла решение остановить коммерческие полеты всех Ан-124-100 (крупнейший в мире грузовой гражданский самолет) до выяснения причин, приведших к частичному разрушению двигателя в воздухе и последующей аварийной посадке в новосибирском аэропорту Толмачево 13 ноября одного из ее ВС.

По предварительным данным, произошло разрушение диска вентилятора одного из четырех двигателей Д-18Т, установленных на самолете. Это вызвало отказ некоторых систем управления самолета.

Решение о приостановке коммерческой эксплуатации стало непростым для мирового лидера на рынке авиаперевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов, ведь перевозчики грузов чуть ли не единственные в авиации выгодоприобретатели от последствий, вызванных коронавирусом, — сейчас их бизнес стремительно растет (и в объемах, и в деньгах). Но существует серьезная опасность повторения инцидента на других самолетах этого типа и есть подозрение, что эта проблема является фундаментальной.

Тяжелые формы техобслуживания двигателя Д-18Т выполняются его производителем — украинской "Мотор-Сич", оперативное ТО авиакомпания делает своими силами.

Основной конкурент "Волга-Днепр" — украинская авиакомпания Antonov Airlines, принадлежащая ГП "Антонов", производителю самолетов Ан-124, продолжает выполнять коммерческую работу на ВС этого типа.

Выяснением причин происшествия занимается созданная в Росавиации комиссия.

В РОССИИ СЕРТИФИЦИРОВАЛИ ЕЩЕ ОДИН ИНОСТРАННЫЙ САМОЛЕТ

Росавиация выдала сертификат типа на бизнес-джет Pilatus РС-24 производства швейцарской компании Pilatus Aircraft. Одновременно был сертифицирован установленный на нем турбореактивный двигатель Williams International FJ44-4A-QPM. Реактивный самолет, сочетающий универсальность турбопропа с качествами бизнес-джета среднего класса, может эксплуатироваться на аэродромах с грунтовым и травяным покрытием. Начало поставок РС-24 в Россию запланировано на 2021 г.

"ФУТБОЛЬНЫЙ" ЛАЙНЕР QATAR AIRWAYS ДЛЯ МУНДИАЛЯ

Авиакомпания Qatar Airways решила напомнить, что до начала следующего чемпионата мира по футболу, который пройдет в Катаре, осталось ровно два года. Официальный перевозчик турнира покрасил самолет Boeing 777-300ER в ливрею чемпионата мира по футболу FIFA 2022. Первым для "футбольного" лайнера стал рейс из Дохи в Цюрих — город, в котором расположена швейцарская штаб-квартира организации FIFA. В ближайшие месяцы еще несколько воздушных судов "наденут" ливреи мундиаля.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.