Главное за неделю: первый инозаказчик для китайского конкурента Superjet 100, последний заказчик на Boeing 747, интернет-ретейлеры скупают грузовые самолеты

самолет Boeing 717 авиакомпании Volotea
:: Volotea

"Авиационный" год отметился активным стартом, и первая в РФ рабочая неделя 2021 г. не стала исключением. Участники рынка не только отчитывались о результатах года ушедшего, делились планами на будущее, но и начали заключать сделки. И, к сожалению, произошло первое авиапроисшествие. Первый китайский реактивный гражданский самолет собственной разработки ARJ21 установил рекорд поставок, вдвое обогнав одноклассника из России SSJ 100, и получил первого иностранного заказчика. Принадлежащая ОАК Red Wings не только получит "Суперджеты", но и заметно усилит флот самолетами западного производства. Boeing поставил в 3,5 раза меньше самолетов, чем Airbus. Boeing 717 больше не выполняют регулярные рейсы в Европе. Бум продаж грузовых самолетов: компания Amazon приобретает первые Boeing 767 в собственность, ее флот приближается к 100 самолетам, второй после Alibaba китайский гигант электронной коммерции планирует эксплуатировать 500 грузовых воздушных судов. Американская Atlas Air вместо российской "Волга-Днепр" станет получателем последнего построенного легендарного Boeing 747. Новая итальянская авиакомпания начнет полеты в марте. Великобритания поможет Армении в управлении безопасностью полетов. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ARJ21 ОБОГНАЛ SSJ 100 И ПОЛУЧИЛ ПЕРВОГО ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКАЗЧИКА

Китайский региональный реактивный самолет ARJ21 установил рекорд поставок и получил первого иностранного заказчика. В 2020 г. китайским авиакомпаниям было передано 24 воздушных судна производства COMAC. Это вдвое превышает объем поставок его одноклассника из России — Superjet 100 (в прошлом году 12 SSJ 100 получили группа "Аэрофлот" (6 воздушных судов), "Азимут" (2) и Red Wings (4).

А новыми эксплуатантами первого в истории КНР реактивного гражданского самолета собственной разработки стали пять китайских авиакомпаний, включая три крупнейшие — Air China, China Southern Airlines и China Eastern.

Этот год начался с первого для ARJ21-700 заказа от иностранной авиакомпании: индонезийская TransNusa получит 30 самолетов через китайскую лизинговую компанию CALC. Тонкость заключается в том, что бенефициаром авиаперевозчика из Индонезии является эта самая китайская лизинговая компания. Самолеты будут поставляться партиями, до 2026 г.

RED WINGS УДВОИТ ФЛОТ В ЭТОМ ГОДУ

Несмотря на переизбыток провозных мощностей на рынке и продолжающийся кризис в отрасли авиаперевозок, российская авиакомпания Red Wings планирует увеличить парк с 19 до 39 самолетов, получив 12 Superjet 100, 5 Airbus A320 и 3 Boeing 777.

Принадлежащая производителю SSJ 100 — ОАК компания продолжит "трудоустройство" российских региональных джетов: к концу этого года общее количество Superjet 100 в ее парке вырастет до 16 самолетов (хотя первоначальные планы предполагали, что перевозчик сможет получить в общей сложности 30 невостребованных "Суперджетов" до конца этого года).

Ввод в эксплуатацию SSJ 100 совпал с резким снижением производственных показателей авиакомпании: она опустилась с 9-го на 15-е место в рейтинге перевозчиков. Видимо, по этой причине авиакомпания не только не отказывается от эксплуатации эффективных самолетов западного производства, но и планирует за счет зарубежной техники существенно нарастить провозные емкости. К концу 2021 г. Red Wings доведет количество самолетов семейства Airbus A320 до 20 лайнеров. Кроме того, уже в январе она может стать оператором трех широкофюзеляжных дальнемагистральных Boeing 777 (ранее неуспешно эксплуатировавшихся в "ВИМ-авиа", а затем в "ИрАэро").

AIRBUS ОБОГНАЛ BOEING

В 2020 г. европейский самолетостроитель Airbus передал заказчикам 566 коммерческих авиалайнеров, на 34% меньше, чем за предыдущий год. Негативные последствия пандемии неравномерно сказались на разных сегментах производства: наиболее уязвимым оказался рынок широкофюзеляжных машин. В узкофюзеляжном сегменте положение дел лучше: поставки семейства А320neo достигли уровня 69% от показателя 2019 г., А220 — 79%. Что касается заказов, то их Airbus получил всего 268 (с учетом отмен). Портфель заказов на конец декабря прошлого года насчитывал 7184 самолета.

Пандемия коронавируса и запрет на эксплуатацию В-737MAX серьезно отразились на итогах Boeing. Поставки самолетов американского авиагиганта в прошлом году сократились на 60% — заказчикам поставлено всего 157 самолетов (в 3,5 раза меньше, чем Airbus).

Неудачи программы МАХ — главный виновник резкого снижения коммерческих поставок. Озабоченность вызывают и поставки другой модели — широкофюзеляжных Boeing 787. В 2020 г. было поставлено 53 Dreamliner (в три раза меньше, чем годом раннее). Поставки грузовых самолетов Boeing достигли рекордных показателей, став для производителя светлым пятном на общем удручающем фоне прошлого года .

ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКИ ОТПРАВИЛИСЬ ЗА ПОКУПКАМИ

Пока пассажирские авиаперевозчики в большинстве своем находятся в глубокой депрессии, операторы грузовой авиации торопятся приобретать фрейтеры и формируют грандиозные планы.

Немецкий экспресс-перевозчик DHL Express покупает дополнительно восемь грузовых Boeing 777F для удовлетворения растущего спроса на электронную коммерцию и участия в глобальной программе доставки вакцины от COVID-19.

Американская Atlas Air Worldwide объявила о приобретении четырех грузовых Boeing 747-8F. Эти самолеты станут последними 747, сошедшими со сборочной линии. Изначально эта четверка предназначалась для российской группы "Волга-Днепр" и именно она могла стать получателем последней построенной "Королевы неба".

Гигант электронной коммерции Amazon впервые приобрел в собственность воздушные суда — 11 Boeing 767. Его грузовой флот уже приближается к 100 самолетам — бывшим в эксплуатации машинам, взятым в лизинг и эксплуатирующимся операторами-партнерами.

В Китае второй по величине (после Alibaba) китайский онлайн-ретейлер JD решил запустить собственную грузовую авиакомпанию и к 2045 г. планирует эксплуатировать 500 грузовых воздушных судов.

ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКИ В ЕВРОПЕ ОСТАНУТСЯ НА УРОВНЕ 50% ОТ ДОКРИЗИСНОГО В 2021 ГОДУ

В этом году объемы авиаперевозок в Европе достигнут не более 51% от уровня 2019 г., прогнозирует европейский провайдер услуг аэронавигации и управления воздушным движением Eurocontrol. Вакцины от COVID-19 обещают долгожданное восстановление, но эксперты предупреждают, что пройдут месяцы, прежде чем эффект вакцинации начнет отражаться на спросе на авиаперевозки. Организация призывает национальные правительства продолжать оказывать финансовую поддержку отрасли, а авиационные предприятия — оптимизироваться и выйти из кризиса обновленными.

Одним из подтверждений неутешительных прогнозов стало решение Jet2.com, британской авиакомпании, и турагентства о приостановке деятельности на три месяца в связи с введением третьего по счету общенационального периода самоизоляции в Великобритании.

Но жизнь не стоит на месте, а кризис открывает новые возможности. Новая итальянская авиакомпания EGO Airways объявила о планах начала полетов в I квартале 2021 г. Стартап намерен развивать сеть прямых маршрутов между региональными центрами в Италии и выполнять фидерные перевозки в миланский аэропорт с использованием 100-местных Embraer E190.

Модель низкобюджетных перевозок остается одной из самых подходящих для кризисного периода. Казахстанский лоукостер FlyArystan (подразделение Air Astana) в 2021 г. планирует продолжить экспансию, увеличив флот на 3 самолета и запустив как минимум 14 новых маршрутов, что должно привести к удвоению пассажиропотока — более чем до 3 млн пасс.

ЕВРОПА ОСТАЛАСЬ БЕЗ BOEING 717

После десяти лет использования испанский лоукостер Volotea завершил коммерческую эксплуатацию последних восьми самолетов Boeing 717-200. Это означает, что ВС данного типа больше не выполняют регулярные рейсы в Европе. На пике Volotea эксплуатировала 21 125-местный В-717, который изначально назывался MD-95 и был разработан McDonnell Douglas, но после поглощения корпорацией Boeing получил обозначение В-717-200. Всего было выпущено 156 ВС этого типа.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

Резкое снижение объемов пассажирских авиаперевозок в 2020 г. из-за пандемии коронавируса не выразилось в повышении показателей безопасности полетов: несмотря на значительно меньшее количество выполненных рейсов, число погибших в авиакатастрофах выросло по сравнению с 2019 г. Эксперты также отмечают негативное влияние снижения количества рейсов на эффективность работы авиационного персонала.

Ну, и начало этого года было омрачено авиапроисшествием. 9 января самолет Boeing 737-500 индонезийской авиакомпании Sriwijaya Air с 56 пассажирами и 6 членами экипажа на борту разбился вскоре после взлета из аэропорта Джакарты.

А попавшая летом прошлого года в черный список ЕС Армения обратилась к Великобритании за помощью с целью улучшения безопасности полетов в республике.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.