ГЛАВНОЕ за неделю: последний серийный Airbus A380, последний Boeing 747-8 VIP, "МиГ" и "Сухой" объединят, S7 — единственный миллионник

последний самолет Airbus A380 (MSN 272)
:: Airbus

Спустя год после того, как пандемия поставила на колени большинство авиакомпаний по всему миру, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) увидела свет в конце "очень длинного туннеля". В феврале 2021 г. российские авиакомпании обслужили на 37% пассажиров меньше, чем за предкризисный месяц 2020 г. Но наблюдается некоторая положительная тенденция. Единственной авиакомпанией, которой за месяц удалось перевезти больше 1 млн пасс., стала частная S7 Airlines. Летный директор "России" Георгий Баринов дал интервью ATO.ru. Конгресс США выделил еще 14 млрд долл. для нужд авиакомпаний, а они вернули на постоянную занятость около 26 тыс. сотрудников. Вера в лоукост-модель перевозок высока: две американские авиакомпании привлекают деньги через IPO. Киргизская Air Manas скоро станет эксплуатантом Aibus A220-300. Частная вьетнамская авиакомпания получила прибыль. 98-летняя европейская авиакомпания признана банкротом, но все еще летает в Москву. Последний серийно произведенный Airbus A380 улетел из Тулузы. Boeing продал последний Boeing 747-8 в VIP-варианте. Британская лизинговая компания надеется, что ее финансовая поддержка инновационного проекта приведет к возобновлению постройки коммерческих самолетов в стране. "Ростех" объединит ОАК, "Сухой" и "МиГ" в единый корпоративный центр самолетостроения. В его состав войдут все авиационные конструкторские бюро, а Сергей Чемезов возглавит совет директоров ОАК вместо Анатолия Сердюкова.

Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МИКРОДИНАМИКА

В феврале 2021 г. российские авиакомпании коллективно обслужили на 37% пассажиров меньше, чем за предкризисный месяц 2020 г. Но можно сказать, что наблюдается некоторая положительная тенденция: в декабре спад составлял 43%, январское сокращение — 38%. Единственной авиакомпанией, которой за месяц удалось перевезти больше 1 млн пасс., стала частная S7 Airlines. Причем на внутренних рейсах ее пассажиропоток даже вырос. Эти достижения позволили ей сохранить первую строчку в рейтинге крупнейших перевозчиков страны. Единственной из первой пятерки перевозчиков, отметившейся ростом общих объемов авиаперевозок, стала низкобюджетная "Победа".

СОТНИ ПИЛОТОВ ДЛЯ "РОССИИ"

Летный директор "России" Георгий Баринов рассказал о том, сколько пилотов понадобится авиакомпании, входящей в группу "Аэрофлот", при вводе в эксплуатацию 66 отечественных самолетов Superjet 100 в этом году, останутся ли у нее ВС западного производства и многое другое в откровенном интервью ATO.ru в прямом эфире в новой социальной сети Clubhouse.

СВЕТ В КОНЦЕ ДЛИННОГО ТУННЕЛЯ

Спустя год после того, как пандемия поставила на колени большинство авиакомпаний по всему миру, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) увидела "свет в конце очень длинного туннеля". За это время правительства разных стран выделили суммарно 215 млрд долл. на финансовую поддержку отрасли. Но организация настоятельно призывает руководства стран не оставлять индустрию воздушного транспорта на произвол судьбы. Для этого необходимо продолжить оказывать ей поддержку — не только прямую финансовую, но и координировать межправительственные действия для восстановления международного сообщения и стимулирования развития туризма.

В качестве иллюстрации "рассоединенности мира" IATA опубликовала такие цифры. Если до кризиса авиакомпании выполняли рейсы примерно по 30 тыс. маршрутов, то сейчас это количество снизилось до 12 тыс., при этом радикально сократились частоты.

ПОМОЩЬ РАБОТАЕТ

Ситуация, в которой находятся авиакомпании, действительно остается непростой (по данным IATA, провозные мощности перевозчиков оказались на уровне 1998 г., выручка — на уровне 1993 г.), и мудрые правительства, осознающие важность отрасли и перспективы ее развития, продолжают оказывать помощь перевозчикам.  

Конгресс США продлил программу компенсации фонда заработных плат и на период с марта до октябрь выделил 14 млрд долл. для нужд авиакомпаний и 1 млрд долл. для предприятий наземного обслуживания. Предыдущий транш, выделенный в декабре, позволил перевозчикам за два месяца вернуть на постоянную занятость около 26 тыс. сотрудников.

В Австралии правительство выделило новый, крупный — размером 925 млн долл. — пакет антикризисной помощи авиакомпаниям. Одна из форм поддержки — 50%-ные субсидии 800 тыс. авиабилетов на внутренние рейсы. Помимо субсидий предоставляется ряд мер поддержки как отраслевых предприятий (в том числе гарантии под кредиты), так и лишившихся работы сотрудников. 

БУДУЩЕЕ — ЗА ДЕШЕВЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

Вера в лоукост-модель перевозок настолько высока, что сразу две американские бюджетные авиакомпании запланировали — и одна из них даже уже успела провести — первичное размещение акций (IPO) в это, казалось бы, самое неподходящее для привлечения средств в авиаперевозки время.

Базирующаяся в Миннеаполисе и находившаяся в частном владении всю свою 39-летнюю историю Sun Country на этой неделе провела IPO на бирже Nasdaq и привлекла 218 млн долл. Вторая авиакомпания — Frontier Airlines также рассчитывает получить финансирование в размере 100 млн долл. через размещение на нью-йоркской фондовой бирже. Компания базируется в Денвере и находится в частной собственности с 2013 г. после приобретения инвестиционной фирмой Indigo Partners. Низкотарифная бизнес-модель лучше подходит для активного роста в период посткоронавирусного восстановления, особенно по сравнению с обремененными долгами и зависимыми от международного и делового трафика традиционными авиакомпаниями.

Крупнейший акционер лоукостера Wizz Air — известная своими инвестициями в бюджетные авиакомпании по всему миру американская Indigo Partners была вынуждена продать половину своей доли в венгерском перевозчике, чтобы соответствовать требованиям регулирующих актов Евросоюза. Но, как всегда, инвестиционная фирма не осталась в накладе: акции Wizz, которая выдержала кризис лучше, чем многие конкуренты, выросли в цене по сравнению с предкризисным периодом.

Американская финансовая компания 777 Partners разместила заказ на 24 самолета Boeing 737MAX-8 и получила права на приобретение еще 60 таких ВС. Она передаст ВС лоукостерам, в которые инвестировала. В числе ее активов доли в канадском ультралоукостере Flair Airlines, а также доля в альянсе региональных и низкотарифных авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона Value Alliance, который объединяет All Nippon Airlines, Cebgo, Cebu Pacific, Jeju Air, Nok Air, NokScoot и Scoot.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ АВИАКОМПАНИИ

В скором времени киргизская авиакомпания Air Manas станет эксплуатантом самолетов Aibus A220-300. Частный перевозчик уже показал, как будет выглядеть самолет внутри. Летный и технический персонал Air Manas завершает обучение во Франкфурте и Цюрихе.

Частная вьетнамская авиакомпания Bamboo Airways в 2020 г. показала прибыль несмотря на глобальный кризис в авиатранспортной отрасли. Это уже вторая авиакомпания Вьетнама, закончившая прошлый год с прибылью. В планах авиакомпании на этот год — нарастить парк до 50 самолетов и связать сетью маршрутов все вьетнамские провинции, восстановить международное сообщение.

Пражский суд объявил авиакомпанию Czech Airlines банкротом, после того как правительство Чехии отказало ей в предоставлении финансовой помощи. Но представители одной из старейших в мире авиакомпаний (ведет свою историю с 1923 г.) настаивают, что она проводит реструктуризацию и ее производственная деятельность не прекращается.

Второй транспортный узел "Аэрофлота" заработает в июне. Перевозчик открыл продажи билетов на собственные прямые регулярные рейсы из аэропорта Красноярск, реализуя данную часть стратегии группы, которую пришлось отложить на год из-за пандемии COVID-19.

МЕГАЛАЙНЕРЫ УХОДЯТ

Последний серийно произведенный самолет сверхбольшой вместимости Airbus A380 покинул завод европейского самолетостроителя для подготовки к передаче заказчику — авиакомпании Emirates (ОАЭ). Данное событие случилось чуть более двух лет спустя, после того как Airbus объявил о закрытии производства своего двухпалубного флагмана. Всего авиакомпаниями было заказан 251 самолет A380.

Тем временем Boeing подписал контракт на продажу последнего Boeing 747-8 в VIP-варианте. У американского самолетостроителя остаются обязательства по поставке 13 В-747-8, перед тем как производственная линия культового гиганта закроется в следующем году.

БРИТАНИЯ ВОЗРОЖДАЕТ ГРАЖДАНСКОЕ САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ

Лизинговая компания Falko Regional Aircraft присоединилась к проекту создания первого в мире гибридно-электрического регионального самолета вместимостью более 70 кресел. Falko, ранее входившая в компанию BAE Systems (последний производитель коммерческой авиатехники в Великобритании), надеется, что финансовая поддержка инновационного проекта в конечном итоге приведет к возобновлению постройки коммерческих самолетов в стране.

"СУХОЙ" И "МИГ" В ЕДИНОМ ЦЕНТРЕ САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ

"Ростех" объединит Объединенную авиастроительную корпорацию, компании "Сухой" и "МиГ" в единый корпоративный центр самолетостроения. Инженерно-конструкторские функции группы будут выделены в отдельный центр, который останется в Москве. В его состав войдут все авиационные конструкторские бюро. Для контроля проводимых преобразований гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов намерен возглавить совет директоров ОАК, сменив на этом посту Анатолия Сердюкова.

"Ростех" обещает, что оптимизация не затронет инженерно-конструкторские кадры.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ

В 2020 году пассажиропоток курортного аэропорта Геленджик вырос на 42%. О том, как аэропорт готовится к лету этого года, которое обещает быть "жарким", ATO.ru обсудит в прямом эфире в Clubhouse с исполнительным директором аэропорта Геленджик Евгением Баженовым. Присоединяйтесь по ссылке https://www.joinclubhouse.com/event/MRlKDw23

Менее двух недель осталось до завершения приема заявок на участие в конкурсе на соискание главной авиационной награды года в РФ — национальной премии "Крылья России" им. Евгения Чибирева. Премии уже почти четверть века, и все эти годы она отражает реалии российской гражданской авиации, развиваясь и изменяясь вместе с ней. В этот раз, помимо номинаций, ставших традиционными, победителей ждут специальные призы, которыми отметят достижения в весьма непростом для авиаперевозчиков 2020 году. Подать заявку на самовыдвижение: http://wingsofrussiaawards.ru/#zayavka

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.