Совместный региональный бизнес

Авиакомпания "Руслайн"
Авиакомпания "Руслайн"

Летом этого года авиакомпания "Руслайн" к маршрутам из двух базовых аэропортов — Москвы и Волгограда — добавила перелеты из Екатеринбурга и Иркутска. В компании считают, что развивать региональные направления в России крайне сложно, но возможности для такого бизнеса существуют. Правда, работать на этих маршрутах лучше в партнерстве: с аэропортами, другими авиакомпаниями, администрациями регионов и т. д. Шансы на успех в самостоятельном бизнесе снижаются.

Региональные перевозки, в отличие от остального рынка коммерческих перевозок, несмотря на различные изменения в экономике (положительные или отрицательные) пока сохраняют стабильное направление развития — в этом сегменте рынка в последние годы практически ничего кардинально не меняется. Региональных маршрутов по-прежнему очень немного, так же как и желающих их выполнять. Компании, которые рискнули приобрести западные ВС для таких линий, можно пересчитать по пальцам. Из относительно новых заметных проектов можно отметить "Регион-Авиа", "Руслайн" и "Ак Барс Аэро" (бывшее Бугульминское авиапредприятие). Первая компания эксплуатирует 30-местные Embraer 120, два других перевозчика — самолеты CRJ производства канадской Bombardier, рассчитанные на 50 пасс. "Регион-Авиа" удалось найти крупного партнера для развития своего бизнеса — во время МАКС-2009 авиакомпания подписала соглашение с банком ВЭБ — однако до сих пор это сотрудничество не получило какого-то кардинального развития. "Руслайн" в начале этого года увеличил свой парк за счет судов обанкротившейся компании "Волга Авиаэкспресс", получив дополнительные самолеты CRJ, а также бренд Air Volga, под которым развиваются перевозки.
В конце июня "Руслайн" открыл рейсы из екатеринбургского аэропорта Кольцово в Томск, Барнаул, Надым, Салехард, Новый Уренгой, Краснодар, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды и Москву. Все полеты выполняются на самолетах CRJ200. По словам заместителя генерального директора по коммерции Алексея Савченкова, выбор направлений потребовал значительного предварительного анализа. В успешности некоторых маршрутов в компании уверены; в эту категорию, в частности, попадают Екатеринбург—Москва, Екатеринбург—Краснодар, Екатеринбург — Минеральные Воды. Часть маршрутов была запущена "на перспективу". К ним относят, например, рейсы Екатеринбург—Томск и Екатеринбург—Барнаул. "Вполне возможно, что в чем-то мы ошибаемся, но у нас есть варианты для отступления, — говорит Савченков. — Вопрос весь в том, чтобы сделать направления круглогодичными, а не сезонными. Мы, рассчитав все, не стали, например, открывать направление Екатеринбург—Сочи, хотя Сочи очень популярный город. Но это как раз сезонное направление. К тому же даже в высокий сезон экономика на нем может быть не самой лучшей: туда летит 50 чел., обратно — 15". Сейчас загрузка на маршрутах из Екатеринбурга в среднем превышает 50%, глубина продаж составляет 2–3 месяца. В компании говорят, что еще рано делать какие-либо прогнозы о состоятельности данных направлений, поскольку пока достаточный спрос обусловлен высоким сезоном.
Выбор Екатеринбурга как базового аэропорта в "Руслайне" объясняют двумя причинами. Прежде всего потенциальными возможностями местного рынка: в регионе высокая плотность населения, почти такая же, как в европейской части России; при этом транспортная доступность хуже, чем в европейских регионах страны. "Конечно, в других регионах, которые находятся восточнее, транспортная доступность может быть еще ниже, однако там и плотность населения меньше, что уменьшает потенциальный спрос на перелеты", — говорит Савченков.
Не менее важным при выборе нового пункта базирования стала работа самого аэропорта Кольцово, который сейчас предлагает всем авиакомпаниям скидки на обслуживание при открытии новых рейсов (кроме полетов в Москву). Программа этих скидок опубликована на сайте аэропорта и доступна всем авиакомпаниям. Перевозчики, запускающие новые регулярные пассажирские направления (а также любые грузовые) или открывающие новые частоты на уже существующих маршрутах, получают скидки как на предоставляемые услуги (использование аэровокзала, взлет-посадка, предоставление трапа), так и на керосин.
Алексей Савченков говорит, что инициатива открытия новых рейсов исходила как раз от аэропорта, который обращался с предложениями ко всем игрокам на рынке. Коммерческий директор Кольцово Сергей Доценко объясняет этот шаг тем, что локальный рынок, тяготеющий к Кольцово, практически исчерпан: Екатеринбург уже сейчас делит второе место с Санкт-Петербургом по уровню авиаподвижности населения (со значительным отрывом от других региональных аэропортов). Основной потенциал роста пассажиропотока находится в вовлечении внешних рынков, для которых Екатеринбург будет интересен не как конечный пункт, а как аэропорт трансфера. Для этого нужны качественные стыковки рейсов различных перевозчиков. Чтобы приблизиться к этому, Кольцово необходимо в первую очередь увеличить частотность традиционных рейсов, а во вторую — работать над расширением региональной географии полетов.
Скидки, по словам Савченкова, самый существенный аргумент, однако дополнительными плюсами становятся технологические нововведения. В частности, аэропорт сейчас стремится сократить время трансфера до 30–40 мин, чтобы предоставить пассажирам максимальную возможность пересаживаться с одного рейса на другой. Помимо этого менеджмент екатеринбургского аэропорта воспользовался встречной заинтересованностью аэропортов в восстановлении регионального сообщения и принял участие в переговорах авиакомпании с аэропортами в тех городах, куда перевозчик рассчитывал открыть рейсы. В частности, такие переговоры велись с аэропортами Томска, Барнаула, и рядом других.
Создавая узел, Кольцово рассчитывает, что в регионе также будет базироваться "Регион-Авиа". "В этом случае, — говорит Доценко, — будут заполнены практически все сегменты авиаперевозок". "Регион-Авиа" благодаря своему парку сможет работать на рейсах до 1000 км, "Руслайн" займет нишу в направлениях до 2500 км, главным игроком в сегменте до 5000 км останутся "Уральские авиалинии". Кстати, именно с базовыми для Кольцово "Уральскими авиалиниями" компания "Руслайн" в ближайшее время рассчитывает подписать соглашение о сотрудничестве. По словам Савченкова, в июле шел процесс согласования договора о код-шеринге между перевозчиками. Предполагается, что "Уральские авиалинии" будут продавать места на рейсах "Руслайна" под своим кодом и будут делать трансфер с региональных рейсов на другие свои направления. В "Руслайне" считают, что строить работу самостоятельно, без сотрудничества с крупнейшим перевозчиком в регионе, бессмысленно. Алексей Савченков уверен, что именно партнерство с другими участниками авиационного рынка в регионах дает шанс выжить региональному проекту.
Помимо Екатеринбурга "Руслайн" этим летом также запустил менее известный проект в Иркутске, сотрудничая там с авиакомпанией "ИрАэро". По словам первого заместителя генерального директора "ИрАэро" Владимира Миронова, перевозчики подписали договор о совместной эксплуатации рейсов (код-шеринг). "Руслайн" выполняет полеты на ряде маршрутов, "ИрАэро" отвечает за коммерческое обеспечение данных рейсов. Как говорит Миронов, для авиакомпании "ИрАэро" это не первый опыт такого партнерства, однако впервые на линиях задействован новый тип самолета — CRJ200 ("Руслайн" базирует одну такую машину в Иркутске плюс там же в качестве резервного находится Ту-134 компании).

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.