Для полетов в Сочи

ОАК начинает разработку нового широкофюзеляжного самолета

В конце декабря Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) впервые обнародовала характеристики своего будущего широкофюзеляжного ближнесреднемагистрального самолета (ШФ БСМС). По планам ОАК этот самолет вместимостью до 300 пасс. и дальностью полета 3500 км должен прийти на смену A300/A310 и Ил-86 и может стать находкой для отечественных низкотарифных перевозчиков.
В декабре ОАК подписала контракт с Минпромторговли на разработку концепции программы создания ШФ БСМС. Стоимость контракта составляет 150 млн руб., выделяемых министерством в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Финансирование рассчитано на два года: 60 млн руб. выделено в 2008 г., остальная часть суммы запланирована на этот год. К концу года ОАК обещает представить бизнес-план программы создания ШФ БСМС, тогда как свой первый полет самолет должен совершить в 2012 г.
Впервые о планах создания нового широкофюзеляжного самолета представители ОАК заговорили в конце 2007 г. Тогда новый самолет предполагалось создать на базе семейства лайнеров Ту-204. От них новая машина, известная как Ту-534, должна была позаимствовать крыло и силовую установку, но при этом получить новый широкий фюзеляж на 280 мест. Сейчас, по словам пресс-секретаря ОАК Константина Лантратова, принято решение отказаться от реализации существующих проектов КБ им. Туполева и других КБ и совместными усилиями предприятий корпорации разработать новую машину.
По предварительным данным ОАК, взлетная масса базового варианта будущего семейства широкофюзеляжных самолетов составит 115 т. Фюзеляж удлинится на 6 м по сравнению с Ту-204-100 и увеличится в сечении, что сделает новый самолет близким Boeing 767-200/300, но с меньшим крылом. Базовая модель ШФ БСМС-300 в одноклассной компоновке должна вмещать 310 пасс. (с шагом кресел 31 дюйм). В отличие от Boeing 767, в экономическом классе разработчики планируют установить восемь кресел в ряду по схеме 2-4-2. По словам разработчиков, базовая версия будет оптимальна для полетов на расстояния до 3500 км. Однако предполагаются и укороченные версии на 210 и 250 кресел с дальностью, соответственно, 5200 и 7300 км, а также грузовая модификация с максимальной коммерческой загрузкой 35 т и дальностью до 4000 км.
В ОАК считают, что новый широкофюзеляжный самолет найдет своего покупателя в первую очередь за счет более низких эксплуатационных расходов. Сейчас в нише перевозок на расстояния до 4000 км используются ВС вместимостью 200-300 пасс. Изначально эти модели были сконструированы для полетов на гораздо большие дистанции — 12-15 тыс. км, поэтому их использование на таких коротких маршрутах не всегда оптимально с экономической точки зрения. Так, согласно расчетам ОАК, по топливной эффективности ШФ БСМС будет на 10-20% превосходить Boeing 767, A310, A330 и даже новый Boeing 787. Широкий фюзеляж дает новому самолету ОАК еще больше преимуществ перед западными и российскими конкурентами при сравнении весовых затрат на пассажироместо — от 40% до 80%. Все это вместе может сделать ШФ БСМС весьма привлекательным для перевозчиков по себестоимости летного часа. Согласно предварительным расчетам, она будет на 40-80% ниже, чем у существующих и перспективных широкофюзеляжных конкурентов.
По всей видимости, готовясь к разработке нового лайнера, ОАК ориентируется прежде всего на российский рынок. Очевидно, что ШФ БСМС может заменить устаревшие Ил-86 на популярных внутрироссийских маршрутах, таких как, например, Москва-Сочи. А тот факт, что разработчики изначально фокусируют внимание на одноклассной компоновке будущего самолета, говорит о том, что ОАК готова учитывать новые реалии российской отрасли авиаперевозок, где основным критерием для пассажира остается цена билета. Не исключено, что появление подобной машины даст импульс для развития в России низкотарифных перевозок. Для снижения затрат на наземное обслуживание, в частности, прорабатывается возможность установки на самолет встроенных трапов, как у Ил-86.
По подсчетам маркетологов корпорации, с 2012 по 2022 гг. внутреннему рынку России и стран СНГ может потребоваться 150-180 широкофюзеляжных ближнесреднемагистральных лайнеров, а в целом мировой спрос на них в указанный период составит 500 машин. Этот спрос можно будет довольно быстро удовлетворить, поскольку в отличие от другого перспективного продукта ОАК — лайнера МС-21 — разработка ШФ БСМС будет нести минимум технологических рисков. В конструкции широкофюзеляжного самолета сравнительно немного композитных деталей, а многие элементы можно будет заимствовать у существующих российских моделей. Создание самолета также не потребует разработки под него нового двигателя. Разработчики рассчитывают установить на ШФ БСМС российские двигатели ПС-90А2, которые ранее планировалось устанавливать на экспортные модификации Ту-204. В качестве альтернативного варианта выбраны двигатели V2500 компании International Aero Engines, используемые на среднемагистральных лайнерах семейства A320.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.