Двигатели на перспективу

В области создания силовых установок для магистральных ВС российские двигателисты в последнее время демонстрируют положительную динамику.
В Пермском моторостроительном комплексе (ПМК) успешно завершились циклические испытания двигателя ПС-90А2; наработка двигателя составила 1000 циклов. Ожидается, что первые два двигателя будут в этом году переданы на летные испытания, запуск серийного производства намечен на 2009 г. Работа идет с участием Pratt & Whitney, часть агрегатов и комплектующих будут поставлять зарубежные производители.
В НПО "Сатурн" по графику, согласованному с компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), продолжается работа над двигателем SaM146 для Sukhoi Superjet 100. Первый запуск двигателя в составе самолета SSJ 100 успешно произведен 20 февраля; сейчас совместно с ГСС ведутся плановые работы по подготовке к первому вылету. Как сообщил АТО генеральный конструктор НПО "Сатурн" Михаил Кузменко, "все, что было необходимо для осуществления первого полета, нами выполнено — летные испытания проходят практически без замечаний, к двигателям претензий нет". Общая наработка по двигателю составляет около 1200 ч, в том числе в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ — свыше 80 ч, из них в полете — около 50 ч. По результатам проведенных наземных и летных испытаний ЦИАМ подтвердил ресурс 80 полетов, 180 ч для проведения летных испытаний в составе самолета SSJ 100. Этот ресурс достаточен для начала сертификационных полетов.
Один из важнейших перспективных вопросов для российских моторостроителей — силовая установка для МС-21. И хотя, по словам вице-президента ОАК Валерия Безверхнего, выбор разработчика планируется начать не ранее 2009 г., а сам новый двигатель может появиться к 2015-2017 гг., подготовка уже началась.
По словам Михаила Кузменко, несмотря на то что в SaM146 заложены огромные резервы по температуре и ресурсу, обеспечивающие его низкие расходы на техническое обслуживание в процессе эксплуатации, существенное форсирование именно этого двигателя едва ли будет осуществляться, поскольку это зависит от договоренностей "Сатурна" с партнерами. Тем не менее, по мнению Кузменко, было бы странно при создании нового двигателя не использовать опыт, полученный "Сатурном" в ходе работ над SaM146: "Удалось сделать вентилятор с высокими акустическими характеристиками и вибрационной стойкостью, достигнут коэффициент полезного действия около 93%. В SaM146 реализовано все, что можно было сегодня реализовать — и по шуму, и по экономичности. На мой взгляд, это будет наиболее короткий и эффективный путь создания нового двигателя. И совсем не обязательно все собирать на одном предприятии, нужно развивать кооперацию".
Альтернативный проект предлагают украинские компании "Мотор Сич" и "Ивченко-Прогресс" совместно с российским ММПП "Салют". Речь идет о создании модификации Д-436М12 с тягой в 12 т. По словам разработчиков, несмотря на название, это, по сути, новый продукт, в котором будут воплощены самые последние разработки, уже опробованные "в железе" в ходе модернизации других двигателей украинского производства: новый вентилятор с широкохордными бесполочными лопатками, новая турбина с лопатками с керамическим напылением, новые камера сгорания и компрессор.
Еще один потенциальный кандидат на силовую установку для МС-21 — двигатель ПС-12, работы над которым ведет ПМК — находится на стадии эскизного проектирования.
Насколько можно судить, пока все работы над вариантами двигателя для МС-21 ведутся в рамках классической двухконтурной схемы, потенциал которой, как говорит Михаил Кузменко, далеко не исчерпан: "Формально редукторная схема или открытый винтовентилятор демонстрируют большую экономичность, но это достаточно сложные системы, так что возрастает и цена двигателя, и стоимость эксплуатации. Тем не менее, когда потребуется новый уровень экономичности, будут востребованы новые перспективные схемы, но для них еще предстоит найти более эффективные и более дешевые решения. Мы ведем исследования в этом направлении, занимаемся моделированием на базе CALS-технологий. И поскольку мы сегодня владеем такими инструментами, то убеждены, что сделаем двигатели, которые будут востребованы".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Спецпроекты АТО

Спецпроект Siemens
Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.