Грузоперевозки в Китае

Евгений КОЛЕСОВ
Евгений КОЛЕСОВ

Перенос многих производств из Европы и США в Китай и страны Юго-Восточной Азии предопределил необходимость развития транспортных мостов между производителями и потребителями. Об основных тенденциях развития китайского рынка грузовых перевозок в интервью АТО рассказывает генеральный директор расположенной в Гуанчжоу консалтинговой компании Optim Consult Евгений КОЛЕСОВ.
АТО: Евгений Викторович, расскажите, пожалуйста, каков объем рынка грузовых перевозок в Китае и насколько велика конкуренция авиации с другими видами транспорта?
Е. К.:
Из таблицы видно, что наибольший объем грузоперевозок приходится на автотранспорт — в основном это перевозки внутри Китая. Это связано, во-первых, с высоким уровнем развития транспортного сообщения между городами страны (в частности, прибрежных районов и особенно отдаленных и труднодоступных районов, где нет других видов транспорта), а во-вторых, с частотой отправки грузов на короткие расстояния. Главный плюс грузоперевозок автотранспортом — доставка "от двери до двери".
На втором месте — грузоперевозки железной дорогой. Привлекательность данного вида транспорта связана с возможностью транспортировки больших объемов ряда грузов, например леса, цемента, нефти. Морские грузоперевозки на третьем месте. Основной плюс — низкая стоимость фрахта, минус — низкая скорость транспортировки. Роль морских грузоперевозок в последнее время возросла; это связано с политикой "открытых дверей", направленной на развитие экспортно-импортных грузоперевозок и внешнеэкономических и торговых связей между Китаем и другими государствами.
Авиационные грузоперевозки среди других видов транспорта занимают четвертое место. Минус авиадоставки — высокая стоимость фрахта, плюс — быстрота, что особенно важно для определенных категорий грузов (скоропортящиеся товары, товары с ограниченным сроком годности, радиоактивные источники и т. д.).

Показатель
Единица измерения
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Январь- июнь
Изменение показателя в I полугодии 2008 г. по сравнению с I полугодием 2007 г., %
Общий объем грузовых и пассажирских перевозок в Китае за январь–июнь 2008 г.
Общий грузопоток:
млн т
1850
1735
1938
1984
2060
2121
11703
11,9
Ж/д
млн т
267
256
286
276
283
275
1658
7,1
Автотранспорт
млн т
1355
1274
1420
1468
1533
1597
8647
12,9
Водный транспорт
млн т
227
205
233
240
243
248
1396
11,4
Гражданская авиация
тыс. т
364,5
255,8
362,4
360,3
351,9
321,5
2016,4
8,1
Общий грузооборот:
млрд ткм
836,543
774,213
856,737
838,116
859,584
883,236
5058,986
7,4
Ж/д
млрд ткм
201,820
182,557
219,493
212,955
217,933
211,497
1256,868
6,3
Автотранспорт
млрд ткм
94,513
89,870
101,695
104,582
108,867
113,187
612,715
15,2
Водный транспорт
млрд ткм
539,214
501,031
534,471
519,457
531,739
557,588
3183,499
6,4
Гражданская авиация
млрд ткм
0,996
0,755
1,077
1,121
1,045
0,964
5,904
10,5
Общий пассажиропоток:
млн пасс.
1869
1996
1968
1929
2003
1949
11714
6,2
Ж/д
млн пасс.
119
129
119
116
117
115
74
13,5
Автотранспорт
млн пасс.
1719
1833
1817
1776
1850
1801
10796
5,9
Водный транспорт
млн пасс.
16
20
17
20
21
19
113
-3,0
Гражданская авиация
млн пасс.
015
15
16
17
15
14
92
5,4
Общий пассажирооборот:
млрд пкм
186,793
204,879
198,959
190,649
188,261
183,281
1149,174
8,3
Ж/д
млрд пкм
65,091
74,160
70,188
65,467
60,436
59,893
391,600
9,1
Автотранспорт
млрд пкм
98,037
106,880
104,493
100,052
104,484
101,635
615,581
8,3
Водный транспорт
млрд пкм
0,482
0,599
0,556
0,571
0,577
0,553
3,338
-7,1
Гражданская авиация
млрд пкм
23,183
23,240
23,722
24,558
22,763
21,201
138,654
6,4
Общий объем грузов, прошедших через ключевые порты
млн т
350
322
369
368
374
371
2178
14,9
из которых: иностранные товары
млн т
154
129
153
155
157
157
916
11,6
Источник: Национальное бюро статистики Китая (National Bureau of Statistics of China).


Основная тенденция транспортной сферы Китая — рост объемов грузоперевозок на всех видах транспорта, что вполне закономерно. Повышается интерес к авиационному транспорту, обусловленный в первую очередь улучшением аэропортовой инфраструктуры и повышением уровня сервиса, а также, что немаловажно, ростом товарооборота между КНР и РФ.
Еще один фактор, который необходимо упомянуть, — это переход от "черных" и "серых" схем к "белым". Он связан с ужесточением таможенного контроля, усилением борьбы с контрафактной продукцией, а также с рядом других мер, предпринятых Китаем после вступления в ВТО. Итогом перехода стал естественный вывод в прозрачную зону оборота, равного 30-35%. Это касается всех видов перевозок.
АТО: Возможно ли, что место авиации в общей структуре грузоперевозок будет меняться? Ожидается ли рост объемов в ближайшем будущем и не окажет ли негативного влияния на грузовые авиаперевозки экономический спад в США?
Е. К.:
Китайская гражданская авиация обладает большим потенциалом развития, рынок авиаперевозок КНР стабильно растет. Связано это с высокими темпами экономического роста Китая, активным развитием торговой сферы, международных отношений, а также туризма в стране. Стремясь удовлетворить возросший спрос (в области как грузовых, так и пассажирских перевозок), Китай инвестирует миллиарды долларов в развитие авиационной отрасли: в инфраструктуру аэропортов, покупку зарубежной авиатехники, улучшение сервиса, в налаживание собственной авиастроительной базы.
На сегодняшний день перед авиационными властями Китая стоит несколько ключевых задач, от решения которых зависит успешное развитие отрасли. Это либерализация рынка авиационных перевозок, устранение максимального количества ограничений, действующих в сфере авиационного транспорта Китая (в частности, постепенный уход от чрезмерного регулирования государством деятельности авиакомпаний), строительство новых аэропортов, а также улучшение и расширение инфраструктуры существующих аэропортов в соответствии с современными международными требованиями, увеличение количества и повышение уровня подготовки специалистов, задействованных в авиационной отрасли.
Нехватка квалифицированного персонала (от рядовых менеджеров до управленцев высшего звена) является одной из самых больших проблем китайского авиационного сектора. На сегодняшний день вопрос подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров решается в основном с помощью обучения китайских специалистов в США. Однако в будущем планируется отойти от этой практики и готовить авиаспециалистов непосредственно в Китае.
Что касается возможного влияния кризиса в США и Западной Европе на китайский рынок авиаперевозок, то однозначно ответить на этот вопрос сложно. Согласно докладу Главного таможенного управления КНР, США по-прежнему остаются вторым по величине экспортным рынком для Китая, но по темпам роста экспорта США оказались на предпоследнем месте в первой десятке зарубежных партнеров КНР, опередив лишь Гонконг. Между тем объемы производимой на территории Китая продукции постоянно увеличиваются, спрос на нее растет как на внутреннем, так и на международном рынке, поэтому, скорее всего, объемы грузовых перевозок будут расти.
АТО: Если объем перевозок грузов все-таки будет расти, то каким образом поток будет распределяться по регионам?
Е. К.:
По оценкам IATA, в период с 2005 по 2010 г. около двух третей мирового объема грузопотоков, идущих по авиационным маршрутам, будет приходиться именно на перевозки азиатскими авиалиниями. При этом 30% из этого объема грузовых авиаперевозок придется на направления внутри Азии, по 10% составят направления Азия-Европа и Азия — Северная Америка, 7% — направление Европа-Азия и 4% — Северная Америка — Азия.
АТО: Насколько сильны позиции китайских авиакомпаний и можно ли ожидать, что они будут развиваться вместе с ростом рынка? Или значительная доля перевозок придется на компании из других государств?
Е. К.:
Крупнейшие авиакомпании Китая — China Southern Airlines, Air China, China Eastern Airlines, China Hainan Airlines, Shenzhen Airlines. Темпы развития китайского рынка авиаперевозок опережают мировые, спрос на услуги азиатских авиакомпаний постоянно растет. Исходя из этой тенденции, а также реального роста объемов перевозок в Китае, можно прогнозировать, что позиции китайских авиакомпаний на международном авиарынке будут только усиливаться. Произойдет это и за счет увеличения экспорта, и вследствие роста уровня жизни населения. Подтверждением нацеленности крупнейших китайских авиакомпаний на лидерство является и тот факт, что они увеличивают парки своих самолетов, закупают новую авиатехнику. Можно ожидать, что КНР, постепенно развивая авиапромышленность и воздушный транспорт, не только догонит, но и перегонит США и европейские страны по авиаперевозкам.
АТО: Какие аэропорты в Китае обладают наиболее развитой инфраструктурой для обслуживания грузовых перевозок и выступают лидерами на рынке? Может ли эта ситуация измениться в будущем в связи с реконструкцией аэропортов в Китае? Практикуется ли совместное управление морскими портами и аэропортами (в тех местах, где это возможно)?
Е. К.:
На сегодняшний день ситуация с пятеркой аэропортов-лидеров (на территории материкового Китая) аналогична ситуации 2007 г. (см. врез). На долю Шанхайского аэропорта приходится наибольший процент грузового трафика от общего объема перевозок среди китайских аэропортов. Причина в том, что Шанхай — крупный финансовый центр, вокруг которого сосредоточено множество различных производств. Пекин — второй по значимости в сфере грузовых перевозок аэропорт материкового Китая; через столицу традиционно проходит большое количество авиарейсов, в том числе и грузовых. Третий по объему перевозимых грузов — аэропорт Байюнь (Гуанчжоу). Его присутствие в тройке лидеров связано с тем, что Гуанчжоу — один из крупнейших промышленных и торговых центров Китая, столица провинции Гуандун. Что касается прогнозов, то существенных изменений в расстановке сил среди лидирующих аэропортов вряд ли стоит ожидать, поскольку все они постепенно увеличивают мощности и развивают инфраструктуру вслед за растущим спросом и увеличивающимися грузопотоками.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.