Испытания "Железной птицы"

Как проверить системы нового самолета без самого самолета
Испытания "Железной птицы"
Кроме реальной кабины пилотов и бортовых вычислителей в состав "Железной птицы" входят и реальные компоненты систем самолета :: НПК "Иркут"

Отработка единой идеологии функционирования всех систем самолета по объему и сложности соизмерима с проектированием его планера. И если для наземных испытаний результатов проектирования планера используется статический экземпляр самолета, то для проверки комплексирования систем самолета создается функциональная модель, так называемая железная птица. Ее официальное название — Стенд гидросистемы и механизмов с полунатурным моделированием комплексной системы управления и системой управления общесамолетным оборудованием.

"Железная птица" отличается высокой степенью подобия настоящему самолету. Кроме реальной кабины пилотов (с системой визуализации, но без системы подвижности, как на полнопилотажных тренажерах FFS) и бортовых вычислителей в ее состав входят и реальные компоненты систем самолета. Например, гидросистема с насосами, трубопроводами и гидроприводами рулевых поверхностей и настоящих стоек шасси. При этом имеются и специальные моторы, имитирующие аэродинамические нагрузки, действующие на рули и стойки шасси (например, при боковом ветре). Все это размещено на металлической раме в близком соответствии с реальным расположением этих агрегатов на планере самолета. Более того, на продвинутых "Железных птицах" имитируется и деформация крыла во время полета, что позволяет испытывать работу механизации крыла в условиях, приближенных к реальным.

"Железная птица" позволяет изучить ситуации, создавать которые в реальном полете либо невозможно, либо крайне нежелательно

"Железная птица" позволяет изучить ситуации, создавать которые в реальном полете либо невозможно, либо крайне нежелательно

Фото: НПК "Иркут"

Комментарии

>однако до сих пор не утихают споры о том, удалось бы его разработчикам при
>наличии "Железной птицы" обнаружить и устранить проблему с заклиниванием
>предкрылков еще на этапе наземных испытаний, а не в ходе коммерческой
>эксплуатации самолета.

Не удалось бы, 100%.
Косячок в планетарке там был, и скорее всего есть, но настолько незначительный, что на доработку его надо было 15 минут на каждую планетарку для уже сделанных, или с нулем дополнительных затрат на каждый привод для новых без пересертификации.

Но главное- надо было чуть подкорректировать внешний профиль подшипника скольжения рельса предкрылка. Под роликом при определенных погодных условиях образуется клин из инея (а не льда, как принято!!), и слишком прямой и широкий ролик вынужден давить его по всей ширине, что с учетом значительно более высокого коэффициента трения внутри подшипника скольжения создает увеличеное сопротивление выпуску. Подсказка ГСС была с самого начала, когда они применяли полностью цилиндрические ролики, клинило в испытательных полетах всегда .Потом они сделали небольшой радиус, и ситуация улучшилась. Но остались проблемы весной и осенью, когда слой инея наиболее толст и прочен. Он как песок - не хрупок, его сложнее раздавить, чем лед.
Так вот, все, что надо было сделать - это парой проточек на внешней поверхности подшипника уменьшить ширину этого клина из инея насколько возможно. Тогда бы привод его раздавливал без превышения момента. Ну или более радикально и надежно- заменить подшипники скольжения подшипниками качения.

Выявить этот случай на "железной птице" в принципе невозможно, нужна только реальная эксплуатация в соответсвующих погодных условиях..

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№189, май 2018

Календарь ATO Events

31 мая 2018 г., г. Москва
26-27 сентября 2018 г., г. Москва
24-25 октября 2018, г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
  • бесплатно получить доступ к онлайн-архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" (только в ноябре)
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.