Китайские гражданские самолеты: мнения специалистов о их месте на рынке

COMAC стала звездой авиасалона Singapore Airshow, но реальным конкурентом Airbus и Boeing станет нескоро
COMAC стала «звездой» авиасалона Singapore Airshow,но реальным конкурентом Airbus и Boeing станет нескоро
:: Марина Лысцева

ATO.ru — Государственная корпорация гражданского самолетостроения Китая (COMAC) стала звездой авиасалона Singapore Airshow 2024. Она не только широко продемонстрировала свою продукцию, но и впервые за свою историю подписала крупный контракт на авиационном салоне за пределами Китая: более 50 среднемагистральных и региональных реактивных самолетов C919 и ARJ21. Успех COMAC не остался незамеченным. Однако эксперты уверены, что китайский производитель еще нескоро станет реальным конкурентом Airbus и Boeing.

Вот некоторые комментарии известных игроков в области гражданской авиации и авиатранспорта, сделанные во время сингапурского авиасалона.

Airbus рассматривает COMAC "как будущего конкурента", но C919 не станет существенным фактором на рынке, считает президент подразделения гражданских самолетов Airbus Кристиан Шерер. По его мнению, у Китая есть "вполне законные притязания на создание собственной авиационной промышленности и рынок достаточно большой для нескольких конкурентов". Airbus предполагает, что COMAC будет продвигать свои самолеты и за пределами Китая, хотя первые годы коммерческой эксплуатации возьмут на себя китайские авиакомпании. В настоящее время China Eastern эксплуатирует четыре C919. "Мы не снимаем COMAC со счетов. В растущей отрасли конкуренция — это нормально", — заключил Шерер.

"На авиасалонах всегда показывают что-то новое и блестящее. Но это не изменит моих представлений о дуополии в мире авиационной техники, и еще очень надолго. Одно дело показать самолет и собрать заказы, а другое — строить и экспортировать самолеты в заметных масштабах, — прокомментировал президент американской Ассоциации аэрокосмической промышленности (AIA) Эрик Фаннинг. — Я считаю, что мы должны серьезно относиться к амбициям Китая. Но они сами видят, насколько сложно создавать и поддерживать подобные технологии".

После проведенного для гендиректора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Вилли Уолша брифинга COMAC он отметил: "Я считаю, что большинство авиакомпаний захотят посмотреть, как покажет себя C919 в условиях реальной коммерческой эксплуатации, и людям потребуется много времени, прежде чем они начнут воспринимать COMAC как достойную альтернативу Airbus или Boeing".

"Они, безусловно, нацелены на большую роль в отрасли. Ввод в эксплуатацию С919 — это первый шаг. И я считаю, что надо проявить терпение. Когда мы были свидетелями запуска программы Airbus A320 в 1980-х, тоже потребовалось немало времени, чтобы закрепиться на рынке", — напомнил он.

Уолш также рассказал, что на посту главы группы авиакомпаний International Airlines Group (IAG; включает British Airways, Iberia, Aer Lingus, Level и Vueling) он регулярно проводил совещания с COMAC относительно того, как оценивают самолет западные авиакомпании и какие проблемы должны быть решены. А сейчас подобные совещания проводят и другие авиаперевозчики.

Новый национальный перевозчик Саудовской Аравии Riyadh Air собирается разместить крупный заказ на узкофюзеляжные самолеты. По некоторой информации, наиболее вероятным кандидатом является Вoeing 737MAX в силу слишком отдаленных сроков поставок Airbus A320neo. Однако у главного операционного директора Riyadh Air Питера Беллью нашлось несколько хвалебных слов в адрес С919, который он назвал "самым секретным самолетом в мире". Он выразил уверенность, что в течение следующего десятилетия китайские производители представят самолет мирового уровня. "Для отрасли прекрасно появление еще одной силы. Я бы не стал недооценивать COMAC. С ними скоро придется считаться", — сказал Беллью.

В настоящее время в мире эксплуатируется 109 самолетов производства COMAC, только два из них за пределами Китая, в Индонезии. Портфель заказов включает контракты на 1250 ВС от китайских клиентов.

Государственная корпорация анонсировала заказы от Tibet Airlines (40 C919 и 10 ARJ21) и лизинговой компании Henan Civil Aviation Development & Investment Group (шесть ARJ21) в первый день Singapore Airshow, что стало первым случаем подписания контрактов на китайские самолеты за пределами Китая. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.