Конструктивный симбиоз

В конце мая МАК выдал сертификат типа на самолет Ил-114-100, оснащенный интегрированным комплексом авионики производства Rockwell Collins и НИИ Авиационного оборудования (НИИАО). Как объяснили представители разработчиков, идея оснастить российско-узбекский региональный самолет современным цифровым комплексом авионики зарубежного производства возникла на ТАПО им. В. П. Чкалова. Американская компания предложила одну из своих новейших разработок — Pro Line 21, практически неизвестную российским коммерческим эксплуатантам, поскольку основное место этого комплекса авионики — кабины бизнес-джетов: система устанавливается на несколько моделей Cessna Citation, а также Bombardier Challenger 300, Hawker 900XP, Gulfstream G150 и др.
В результате согласований было решено, что из всего комплекса Rockwell Collins поставит системы радиосвязи, навигации и воздушного наблюдения, включающие метеолокатор, курсовертикаль, HF- и VHF-радиостанции, приемники VOR и ILS, дальномер DME, радиовысотомер, TCAS, ответчики УВД, комплексные пульты управления радиотехникой, приемник GPS. А основу комплекса (системы управления и индикации, навигационный вычислитель, автопилот) составляет аппаратура, разработанная НИИАО, который также выступил интегратором комплекса. По словам генерального конструктора НИИАО Александра Евгенова, для установки на Ил-114-100 был адаптирован комплекс, изначально разработанный и сертифицированный институтом для самолета Бе-200. "Вся индикация в кабине — на русском языке, — говорит Александр Евгенов. — Но, если потребуют заказчики, мы можем предоставить английский вариант".
И российские разработчики, и их американские коллеги заверили, что принципиальных сложностей при интеграции оборудования не возникает. "Установка комплекса подразумевает большой объем инжиниринговых работ, однако никаких проблем при интеграции приборного оборудования российского и зарубежного производства нет", — утверждает Евгенов. "Протоколы обмена данных, используемые авионикой Rockwell Collins, общеприменимы и понятны, — подтверждает инженер по работе с заказчиками Rockwell Collins Сергей Сереженкин. — Адаптация осуществлялась на уровне программного обеспечения аппаратуры НИИАО".
И для тех и для других работа в рамках программы Ил-114-100 — не первый опыт международного сотрудничества. Rockwell Collins поставляет радиосвязное оборудование для Ан-148, а инженеры НИИАО интегрировали системы Honeywell при оснащении кабины Бе-200.
"Преимуществ такой кооперации несколько, — говорит коммерческий директор лизинговой компании First Leasing Aviation Набиль Артыков. — С технической точки зрения, очевидно, речь идет о повышении надежности ВС за счет применения современной элементной базы, повышении функциональности, а следовательно, об упрощении управления, а также о существенном снижении энергопотребления, веса и габаритов приборного оборудования. С экономической стороны установка Pro Line 21 позволяет довести стоимость компонентов западного производства до половины всей стоимости комплектующих, тем самым обеспечить возможность привлечения к участию в лизинговых программах западных банков, условия финансирования в которых более привлекательны".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.