Мониторинг финансово-экономического состояния эксплуатантов коммерческой гражданской авиации по итогам деятельности в первом полугодии 2010 года
7 декабря 2010 Александр Фридлянд
Подготовлен НЦ-19 ФГУП ГосНИИ ГА
(директор Центра доктор экономических наук, профессор Александр Фридлянд)
Результаты мониторинга финансово-экономического состояния авиакомпаний по итогам их деятельности в 2009 году ранее были опубликованы в информационно-аналитическом бюллетене АЭВТ "Авиационный рынок" № 15 (август 2010 года).
(директор Центра доктор экономических наук, профессор Александр Фридлянд)
Результаты мониторинга финансово-экономического состояния авиакомпаний по итогам их деятельности в 2009 году ранее были опубликованы в информационно-аналитическом бюллетене АЭВТ "Авиационный рынок" № 15 (август 2010 года).
Представленный ниже новый аналитический материал подготовлен по данным финансово-экономической отчетности авиакомпаний за период 01.01.2010 – 01.07.2010гг. в рамках методического сопровождения реализации Распоряжения Министра транспорта Российской Федерации от 01 апреля 2010 года № ИЛ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки".
В целом можно констатировать, что к 01.07.2010 года состояние авиатранспортного бизнеса, по сравнению с ситуацией, сложившейся к началу 2010 года, существенно не изменилось (при этом учтем влияние на полугодовые данные сезонности авиационной деятельности, т.к. доходы и прибыль в первом полугодии, как правило, ниже, чем во втором полугодии):
- удельный вес авиакомпаний, ведущих убыточную деятельность, в первом полугодии 2010 года составил 39,6% против 35,1% по итогам 2009 года (с учетом "взвешивания" по доходам соответствующий удельный вес составляет 24,5% против 22,6% в 2009 году);
- удельный вес авиакомпаний, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), к 01.07.2010 составил 41,0% против 41,6 % на 01.01.2010 (с учетом "взвешивания" по доходам соответствующий удельный вес составляет 21,4% против 24,4% на начало 2010 года);
- удельный вес авиакомпаний с отрицательной стоимостью чистых активов за 6 месяцев 2010 года вырос с 21,5 % до 29,2 % (по количеству авиакомпаний).
Вместе с тем отчетливо проявляются тенденции:
- существенного роста доходов участников рынка в связи с интенсивным ростом спроса на авиаперевозки;
- снижения удельного веса (по выручке) находящихся в кризисном состоянии авиаперевозчиков, что отражает их недостаточную конкурентоспособность, сокращение темпов роста деятельности и доли на рынке;
- быстрого роста (почти в 1,2 раза) долговой нагрузки на авиатранспортный бизнес, при этом сумма долгосрочных финансовых обязательств участников рынка за 6 месяцев 2010 года выросла более чем на 31%.
Необходимо отметить, что негативная динамика количества эксплуатантов с отрицательной стоимостью чистых активов в значительной мере связана с отсутствием в достаточной степени прозрачных и четких процедур, регламентирующих взаимодействие органов сертификации с ведущими убыточную деятельность эксплуатантами. В приказе Росавиации от 09.07.2010 № 257 "Об организации проведения оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов …" указанные процедуры отсутствуют, что снижает результативность финансово-экономического контроля эксплуатантов, предусмотренного ФАП-11 и Распоряжением Министра транспорта № Ил-23р от 01.04.2010, при осуществлении которого возможно проведение необходимых реорганизационных и санационных мер. Отсутствие детализированной регламентации указанных процедур, гармонизирующих реализацию норм ФАП-11 и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и направленных на достижение баланса интересов авиатранспортного бизнеса и потребителей соответствующих услуг, повышают риски отраслевого бизнеса, снижают его капитализацию и тормозят привлечение необходимых отрасли инвестиций.
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Объекты оценки
|
Временной период
|
|||
12 месяцев 2009 года
(31.12.2009)
|
6 месяцев 2010 года
(01.07.2010)
|
|||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
1.
|
Общий доход (без НДС), млрд. долл.
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
13
|
7,2
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний*
|
9,8
|
5
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний**
|
6,8
|
3,7
|
||||
|
||||||
2.
|
Общая балансовая прибыль (+) или убыток (-) до налогообложения, млн. долл.
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
-100
|
+52
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
-55
|
+18
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
+200
|
+185
|
||||
|
||||||
3.
|
Удельный вес эксплуатантов, ведущих убыточную деятельность (по количеству авиакомпаний), %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
35,1%
|
39,6%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
35,3%
|
41,2%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
0%
|
0%
|
||||
|
||||||
4.
|
Удельный вес эксплуатантов, ведущих убыточную деятельность, с учетом "взвешивания" по финансовому обороту (доходу), %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
22,6%
|
24,5%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
17,4%
|
18,4%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
0%
|
0%
|
||||
|
||||||
5.
|
Удельный вес эксплуатантов, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), по количеству авиакомпаний, %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
41,6%
|
41,0%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
41,2%
|
41,2%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
0%
|
0%
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
6.
|
Удельный вес эксплуатантов, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), с учетом "взвешивания" по финансовому обороту (доходу), %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
24,4%
|
21,4%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
20,6%
|
18,2%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
0%
|
0%
|
||||
|
||||||
7.
|
Удельный вес эксплуатантов, имеющих отрицательную стоимость чистых активов (по количеству авиакомпаний), %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
21,5%
|
29,2%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
0%
|
11,2%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
0%
|
0%
|
||||
|
|
|
|
|
||
8.
|
Рост (+) или снижение (-) стоимости чистых активов эксплуатантов, %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
6,6%
|
11,3%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
5,5%
|
10,3%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
7,4%
|
18,3%
|
||||
|
||||||
9.
|
Рост (+) или снижение (-) долгосрочных финансовых обязательств эксплуатантов, %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
18,7%
|
31,4%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
20,5%
|
44,2%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
23,9%
|
50,8%
|
||||
|
||||||
10.
|
Рост (+) или снижение (-) чистого оборотного капитала эксплуатантов, %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
33,4%
|
48,8%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
31,6%
|
55,3%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
27,8%
|
57,1%
|
||||
|
||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
11.
|
Уровень долговой нагрузки (отношение суммы долгосрочных финансовых обязательств, краткосрочных займов и кредитов к среднемесячной выручке), мес.
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
2,64
|
3,15
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
2,80
|
3,4
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
2,74
|
3,34
|
||||
|
||||||
12.
|
Удельный вес процентных платежей к выручке, %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
2,7%
|
2,4%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
2,8%
|
2,8%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
2,7%
|
2,8%
|
||||
|
||||||
13.
|
Увеличение внеоборотных активов (с учетом начисленного за период износа), %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
11,9%
|
7,5%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
11,7%
|
3,5%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
12,7%
|
1,3%
|
||||
|
||||||
14.
|
Увеличение внеоборотных активов (с учетом начисленного за период износа), млн. долл.
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
280
|
215
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
156
|
50
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
115
|
12
|
||||
|
||||||
15.
|
Собственные текущие инвестиционные источники (сумма амортизационных начислений и чистой прибыли), млн. долл.
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
75
|
187
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
-0,5
|
45
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
65
|
169
|
||||
|
||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
16.
|
Удельный вес (в выручке) расходов эксплуатантов на аренду и лизинг ВС и АД , %
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
11,5%
|
11,8%
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
13,0%
|
13,4%
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
12,8%
|
12,8%
|
||||
|
||||||
17.
|
Расходы эксплуатантов на аренду и лизинг ВС и АД, млн. долл.
|
Рынок коммерческой ГА (в целом)
|
1 470
|
850
|
||
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
1 280
|
680
|
||||
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
|
870
|
471
|
||||
|
||||||
18.
|
Удельный вес групп авиакомпаний в интегральных показателях рынка коммерческой гражданской авиации, %.
|
Доход (выручка)
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
76,9%
|
70,6%
|
|
5 крупнейших пасс. а/к
|
53,2%
|
51,2%
|
||||
19.
|
Балансовая прибыль (до налогообложения)
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
В целом и по рынку, и по группе получен убыток
|
33,9%
|
||
5 крупнейших пасс. а/к
|
Группа прибыльна, в целом по рынку получен убыток
|
Превышает полученную в целом по рынку прибыль в 3,55 раза
|
||||
20.
|
Чистый денежный поток
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
В целом по группе чистый денежный поток отрицателен
|
23,7%
|
||
5 крупнейших пасс. а/к
|
86,7%
|
90,3%
|
||||
21.
|
Внеоборотные активы
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
56,8%
|
48,4%
|
||
5 крупнейших пасс. а/к
|
38,9%
|
31,8%
|
||||
22.
|
Стоимость чистых активов
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
62,5%
|
57,1%
|
||
5 крупнейших пасс. а/к
|
56,6%
|
54,9%
|
||||
23.
|
Чистый оборотный капитал
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
91%
|
88%
|
||
5 крупнейших пасс. а/к
|
90%
|
88,3%
|
||||
24.
|
Долгосрочные финансовые обязательства
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
82,8%
|
81,2%
|
||
5 крупнейших пасс. а/к
|
61,9%
|
63,4%
|
||||
25.
|
Процентные платежи по финансовым обязательствам
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
85,8%
|
81,1%
|
||
5 крупнейших пасс. а/к
|
60,1%
|
59,3%
|
||||
26.
|
Арендные и лизинговые платежи по ВС и АД
|
17 крупнейших пасс. а/к
|
87,1%
|
80,0%
|
||
5 крупнейших пасс. а/к
|
59,3%
|
55,5%
|
* "Аэрофлот – РА", "Трансаэро", "Сибирь" (S7), "ЮТэйр", "Оренбургские авиалинии", ГТК "Россия", "Северный ветер", "Владивостокавиа", "Уральские авиалинии", "ВИМавиа", "Глобус", "Якутия", "Нордавиа", "Атлант-Союз", "Донавиа", "Небесный экспаресс", "Ред Вингз" (рейтинг российских авиакомпаний по пассажирообороту за первое полугодие 2010 г.);
** "Аэрофлот – РА", "Трансаэро", "Сибирь" (S7), "ЮТэйр", "Оренбургские авиалинии" (рейтинг российских авиакомпаний по пассажирообороту за первое полугодие 2010 г.).
Ссылки по теме
7 декабря 2010 Александр Фридлянд
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Понравился материал?
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent