Мониторинг финансово-экономического состояния эксплуатантов коммерческой гражданской авиации по итогам деятельности в первом полугодии 2010 года

Подготовлен НЦ-19 ФГУП ГосНИИ ГА
(директор Центра доктор экономических наук, профессор Александр Фридлянд)
Результаты мониторинга финансово-экономического состояния авиакомпаний по итогам их деятельности в 2009 году ранее были опубликованы в информационно-аналитическом бюллетене АЭВТ "Авиационный рынок" № 15 (август 2010 года).
Представленный ниже новый аналитический материал подготовлен по данным финансово-экономической отчетности авиакомпаний за период 01.01.2010 – 01.07.2010гг. в рамках методического сопровождения реализации Распоряжения Министра транспорта Российской Федерации от 01 апреля 2010 года № ИЛ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки".
В целом можно констатировать, что к 01.07.2010 года состояние авиатранспортного бизнеса, по сравнению с ситуацией, сложившейся к началу 2010 года, существенно не изменилось (при этом учтем влияние на полугодовые данные сезонности авиационной деятельности, т.к. доходы и прибыль в первом полугодии, как правило, ниже, чем во втором полугодии):
- удельный вес авиакомпаний, ведущих убыточную деятельность, в первом полугодии 2010 года составил 39,6% против 35,1% по итогам 2009 года (с учетом "взвешивания" по доходам соответствующий удельный вес составляет 24,5% против 22,6% в 2009 году);
- удельный вес авиакомпаний, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), к 01.07.2010 составил 41,0% против 41,6 % на 01.01.2010 (с учетом "взвешивания" по доходам соответствующий удельный вес составляет 21,4% против 24,4% на начало 2010 года);
- удельный вес авиакомпаний с отрицательной стоимостью чистых активов за 6 месяцев 2010 года вырос с 21,5 % до 29,2 % (по количеству авиакомпаний).
Вместе с тем отчетливо проявляются тенденции:
- существенного роста доходов участников рынка в связи с интенсивным ростом спроса на авиаперевозки;
- снижения удельного веса (по выручке) находящихся в кризисном состоянии авиаперевозчиков, что отражает их недостаточную конкурентоспособность, сокращение темпов роста деятельности и доли на рынке;
- быстрого роста (почти в 1,2 раза) долговой нагрузки на авиатранспортный бизнес, при этом сумма долгосрочных финансовых обязательств участников рынка за 6 месяцев 2010 года выросла более чем на 31%.
Необходимо отметить, что негативная динамика количества эксплуатантов с отрицательной стоимостью чистых активов в значительной мере связана с отсутствием в достаточной степени прозрачных и четких процедур, регламентирующих взаимодействие органов сертификации с ведущими убыточную деятельность эксплуатантами. В приказе Росавиации от 09.07.2010 № 257 "Об организации проведения оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов …" указанные процедуры отсутствуют, что снижает результативность финансово-экономического контроля эксплуатантов, предусмотренного ФАП-11 и Распоряжением Министра транспорта № Ил-23р от 01.04.2010, при осуществлении которого возможно проведение необходимых реорганизационных и санационных мер. Отсутствие детализированной регламентации указанных процедур, гармонизирующих реализацию норм ФАП-11 и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и направленных на достижение баланса интересов авиатранспортного бизнеса и потребителей соответствующих услуг, повышают риски отраслевого бизнеса, снижают его капитализацию и тормозят привлечение необходимых отрасли инвестиций.
Макроэкономическая характеристика состояния авиатранспортного рынка (мониторинг за 01.01.2009 – 01.07.2010)
№ п/п
Наименование показателя
Объекты оценки
Временной период
12 месяцев 2009 года
(31.12.2009)
6 месяцев 2010 года
(01.07.2010)
1
2
3
4
5
1.
Общий доход (без НДС), млрд. долл.
Рынок коммерческой ГА (в целом)
13
7,2
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний*
9,8
5
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний**
6,8
3,7
 
2.
Общая балансовая прибыль (+) или убыток (-) до налогообложения, млн. долл.
Рынок коммерческой ГА (в целом)
-100
+52
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
-55
+18
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
+200
+185
 
3.
Удельный вес эксплуатантов, ведущих убыточную деятельность (по количеству авиакомпаний), %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
35,1%
39,6%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
35,3%
41,2%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
0%
0%
 
4.
Удельный вес эксплуатантов, ведущих убыточную деятельность, с учетом "взвешивания" по финансовому обороту (доходу), %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
22,6%
24,5%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
17,4%
18,4%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
0%
0%
 
5.
Удельный вес эксплуатантов, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), по количеству авиакомпаний, %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
41,6%
41,0%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
41,2%
41,2%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
0%
0%
1
2
3
4
5
6.
Удельный вес эксплуатантов, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), с учетом "взвешивания" по финансовому обороту (доходу), %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
24,4%
21,4%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
20,6%
18,2%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
0%
0%
 
7.
Удельный вес эксплуатантов, имеющих отрицательную стоимость чистых активов (по количеству авиакомпаний), %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
21,5%
29,2%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
0%
11,2%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
0%
0%
 
 
 
 
 
8.
Рост (+) или снижение (-) стоимости чистых активов эксплуатантов, %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
6,6%
11,3%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
5,5%
10,3%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
7,4%
18,3%
 
9.
Рост (+) или снижение (-) долгосрочных финансовых обязательств эксплуатантов, %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
18,7%
31,4%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
20,5%
44,2%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
23,9%
50,8%
 
10.
Рост (+) или снижение (-) чистого оборотного капитала эксплуатантов, %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
33,4%
48,8%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
31,6%
55,3%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
27,8%
57,1%
 
 
1
2
3
4
5
11.
Уровень долговой нагрузки (отношение суммы долгосрочных финансовых обязательств, краткосрочных займов и кредитов к среднемесячной выручке), мес.
Рынок коммерческой ГА (в целом)
2,64
3,15
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
2,80
3,4
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
2,74
3,34
 
12.
Удельный вес процентных платежей к выручке, %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
2,7%
2,4%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
2,8%
2,8%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
2,7%
2,8%
 
13.
Увеличение внеоборотных активов (с учетом начисленного за период износа), %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
11,9%
7,5%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
11,7%
3,5%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
12,7%
1,3%
 
14.
Увеличение внеоборотных активов (с учетом начисленного за период износа), млн. долл.
Рынок коммерческой ГА (в целом)
280
215
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
156
50
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
115
12
 
15.
Собственные текущие инвестиционные источники (сумма амортизационных начислений и чистой прибыли), млн. долл.
Рынок коммерческой ГА (в целом)
75
187
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
-0,5
45
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
65
169
 
 
 
1
2
3
4
5
16.
Удельный вес (в выручке) расходов эксплуатантов на аренду и лизинг ВС и АД , %
Рынок коммерческой ГА (в целом)
11,5%
11,8%
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
13,0%
13,4%
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
12,8%
12,8%
 
17.
Расходы эксплуатантов на аренду и лизинг ВС и АД, млн. долл.
Рынок коммерческой ГА (в целом)
1 470
850
17 крупнейших пассажирских авиакомпаний
1 280
680
Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний
870
471
 
18.
Удельный вес групп авиакомпаний в интегральных показателях рынка коммерческой гражданской авиации, %.
Доход (выручка)
17 крупнейших пасс. а/к
76,9%
70,6%
5 крупнейших пасс. а/к
53,2%
51,2%
19.
Балансовая прибыль (до налогообложения)
17 крупнейших пасс. а/к
В целом и по рынку, и по группе получен убыток
33,9%
5 крупнейших пасс. а/к
Группа прибыльна, в целом по рынку получен убыток
Превышает полученную в целом по рынку прибыль в 3,55 раза
20.
Чистый денежный поток
17 крупнейших пасс. а/к
В целом по группе чистый денежный поток отрицателен
23,7%
5 крупнейших пасс. а/к
86,7%
90,3%
21.
Внеоборотные активы
17 крупнейших пасс. а/к
56,8%
48,4%
5 крупнейших пасс. а/к
38,9%
31,8%
22.
Стоимость чистых активов
17 крупнейших пасс. а/к
62,5%
57,1%
5 крупнейших пасс. а/к
56,6%
54,9%
23.
Чистый оборотный капитал
17 крупнейших пасс. а/к
91%
88%
5 крупнейших пасс. а/к
90%
88,3%
24.
Долгосрочные финансовые обязательства
17 крупнейших пасс. а/к
82,8%
81,2%
5 крупнейших пасс. а/к
61,9%
63,4%
25.
Процентные платежи по финансовым обязательствам
17 крупнейших пасс. а/к
85,8%
81,1%
5 крупнейших пасс. а/к
60,1%
59,3%
26.
Арендные и лизинговые платежи по ВС и АД
17 крупнейших пасс. а/к
87,1%
80,0%
5 крупнейших пасс. а/к
59,3%
55,5%
* "Аэрофлот – РА", "Трансаэро", "Сибирь" (S7), "ЮТэйр", "Оренбургские авиалинии", ГТК "Россия", "Северный ветер", "Владивостокавиа", "Уральские авиалинии", "ВИМавиа", "Глобус", "Якутия", "Нордавиа", "Атлант-Союз", "Донавиа", "Небесный экспаресс", "Ред Вингз" (рейтинг российских авиакомпаний по пассажирообороту за первое полугодие 2010 г.);
** "Аэрофлот – РА", "Трансаэро", "Сибирь" (S7), "ЮТэйр", "Оренбургские авиалинии" (рейтинг российских авиакомпаний по пассажирообороту за первое полугодие 2010 г.).

 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№199, май 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.