Не-джет: винтом по кризису

BEECHCRAFT KING AIR 350ER: КАКИЕ ВРЕМЕНА, ТАКИЕ И САМОЛЕТЫ

Фред ДЖОРДЖ
Как заявлено в рекламном проспекте 2009 г., при полностью заправленных баках Hawker Beechcraft King Air 350ER может перевезти 6 пасс. на расстояние свыше 4000 км. Этого достаточно, чтобы добраться из Москвы в Усть-Илимск, из Уфы в Дублин или из Магадана в Пхеньян. Самый дешевый реактивный самолет с такой дальностью полета обойдется вам в 14 млн долл. — почти вдвое дороже, чем дальнобойный King Air.
Версия 350ER, рассчитанная на перевозку 9 пасс. и обладающая увеличенной дальностью полета по сравнению с базовой моделью, отличается исключительной топливной эффективностью и низкими прямыми эксплуатационными расходами, особенно с точки зрения пассажиро-километража. При стандартном административном полете с минимальным багажом (как правило, приблизительно на 100 км) самолет расходует примерно столько же горючего, сколько шестиместный Beechcraft Premier IA, или две трети топлива, которое потребовалось бы Hawker 850XP, или около трети горючего, необходимого для такого путешествия каким-либо крупносалонным бизнес-джетом. King Air 350ER также претендует на звание самого экологически чистого делового самолета, поскольку может перевозить больше пассажиров на более дальние расстояния и при меньшем расходе топлива, чем любой другой двухдвигательный турбовинтовой самолет его класса.
Помимо всего прочего, King Air 350ER сертифицирован в соответствии с Главой 23 Американских авиационных правил применительно к самолетам местных воздушных линий, т. е. он соответствует практически тем же техническим требованиям к летательным аппаратам при отказе одного двигателя на взлете, что и реактивные административные самолеты транспортной категории.
Спрос на самолеты серии King Air 350, несмотря на нынешнюю экономическую ситуацию, остается сравнительно стабильным. В прошлом году компания Hawker Beechcraft поставила 52 таких машины — всего на один самолет меньше, чем в самом успешном году прошлого десятилетия. Продажи активно продолжаются и в текущем году. Учитывая, что цены на реактивное топливо по-прежнему растут, а бизнес-джеты сейчас воспринимаются как символ "пира во время чумы", руководство Hawker Beechcraft продвигает модель 350ER стоимостью всего в 7,37 млн долл. в качестве дальнобойной широкосалонной топливоэффективной, экономичной в эксплуатации альтернативы реактивному самолету, которая — что также немаловажно — гораздо меньше раздражает общественность.
Хотя последний фактор находится вне нашей компетенции, технические характеристики этого наиболее совершенного из всех представителей King Air легко измеряются и говорят сами за себя.
Традиционное преимущество турбовинтовых самолетов в том, что они могут использовать маленькие аэродромы муниципального владения в черте города, ВПП которых слишком коротки для реактивных машин. King Air 350ER, например, способен взлететь с полосы длиной 1130 м и пролететь 1760 км с лишним. Правда, теперь на рынке появилось несколько турбовентиляторных моделей со сходными или превосходящими ВПХ, в том числе Beechcraft Premier IA и Hawker 400XP. Но базовая версия King Air 350 — без увеличенной дальности — все равно может взлетать с более коротких полос, чем большинство бизнес-джетов.
В большинстве случаев самолету King Air 350ER требуется примерно на треть больше длины ВПП для взлета, чем стандартной модели 350. Причина в том, что вес пустого в версии с увеличенной дальностью вырос на добрых 143 кг, а максимальный взлетный вес — аж на 680 кг. Чтобы справиться с увеличенным весом, основные стойки шасси заменили более прочными, применяемыми на модели Beech 1900D. Оттуда же позаимствовали и колеса большего диаметра по сравнению с "родными". Большие колеса не до конца помещаются в отсеки. Это, в свою очередь, увеличивает лобовое сопротивление. Кроме того, установленные над гондолами двигателей дополнительные топливные баки нависают над мотогондолами, увеличивая лобовое сопротивление еще более. Инженеры компании предполагали избавиться от обеих проблем, но отказались от этой идеи по финансовым соображениям. И без того модификация ER получилась на миллион долларов дороже стандартной.
Как реактивные, так и турбовинтовые самолеты обычно летают на расстояния гораздо меньшие, чем позволяет их максимальная дальность. Так, средняя продолжительность перелета для легких бизнес-джетов составляет около 1000 км, для сверхлегких и среднеразмерных реактивных деловых самолетов — в диапазоне от 1200 до 1300 км. Что же до крупнофюзеляжных деловых самолетов, то они в среднем летают на расстояния от 1400 до 1600 км. Все эти дистанции — в пределах досягаемости King Air 350 и тем более King Air 350ER.
Расстояние 1000 км King Air 350ER преодолеет в среднем за 2 ч 7 мин. Это на 30–40 мин дольше, чем потребовалось бы реактивному самолету. Поскольку истинная скорость у модификации ER составляет от 490 до 500 км/ч, при продолжительном перелете реактивный самолет с меньшей дальностью полета, но с крейсерской скоростью в 740–800 км/ч мог бы приземлиться для дозаправки и все равно прибыть в пункт назначения раньше. Однако при этом он по-прежнему оставался бы реактивным самолетом. ER таковым не является, а в наше время это для многих имеет принципиальное значение.
Серия 350 зарекомендовала себя как прочная и надежная. По данным Национального комитета США по безопасности на транспорте (NTSB), с момента анонсирования модельного ряда в 1990 г. зарегистрированы всего две аварии и одно летное происшествие с участием этого типа. Нет никаких оснований полагать, что 350ER будет сколько-нибудь менее безопасным и долговечным.
Установленные на самолете двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-60A — еще одна причина такой впечатляющей надежности машины. Данная модель двигателя впервые появилась на рынке в конце 1983 г. и, по данным NTSB и Федеральной авиационной администрации США, ни разу не стала причиной ни единой аварии.
Бортовые системы King Air 350ER практически идентичны установленным на базовой версии King Air 350 за исключением дополнительных топливных баков. Всего на самолете 16 топливных баков, каждый из которых оборудован верхней заливной горловиной.
Поскольку из-за установки наддвигательных топливных баков пришлось отказаться от внутригондольных багажных отсеков емкостью по 0,22 м3, весь багаж теперь приходится складывать в заднем багажном отсеке объемом 1,56 м3 напротив туалета или непосредственно в пассажирском салоне.
Слегка спрямленные борта фюзеляжа менее оптимальны для поддержания высокого внутрисалонного давления, чем округлое или овальное сечение фюзеляжа. При полете на высоте около 9000 м давление в салоне King Air 350ER будет соответствовать высоте 2400 м над уровнем моря. На максимальной крейсерской высоте полета 10600 м внутрисалонное давление соответствует давлению на высоте 3100 м.
Предполетный осмотр занимает минимальное времени, поскольку все бортовые системы, установленные на 350ER, просты. Невысоким летчикам может потребоваться стремянка, чтобы проверить крышки горловин топливных баков. Набор высоты для занятия крейсерского эшелона на King Air 350ER требует больше времени, чем у стандартной модели King Air 350 из-за увеличенного лобового сопротивления. Например, при весе  6350 кг стандартному King Air 350 необходиом 27 мин, чтобы подняться на высоту 10600 м. Расход топлива при этом составит 147 кг. У 350ER при том же весе это займет 31 мин при расходе топлива 188 кг.
По информации производителя, при весе 6100 кг крейсерская скорость ER в полете на высоте 10600 м составляет 511 км/ч при почасовом расходе топлива 225 кг. Для сравнения: стандартный King Air 350 на том же эшелоне будет иметь крейсерскую скорость 530 км/ч и расход топлива 227 кг/ч. Максимальная крейсерская скорость у 350ER на 11–18 км/ч меньше, чем у King Air 350, при полете практически во всем диапазоне крейсерских высот.
При посадочном весе 5895 кг безопасная скорость захода на посадку у King Air 350 составит 189 км/ч, а потребная длина ВПП — 759 м. Для 350ER с тем же весом показатели составят 193 км/ч и 856 м соответственно.
По заявлению Hawker Beechcraft, длина салона King Air 350/350ER составляет 5,94 м. Это соответствует действительности, с оговоркой, что 5,94 м — общее расстояние между перегородкой, отделяющей кабину от салона, и задним гермошпангоутом. Таким образом, оно включает и туалет, и задний багажный отсек. Полезная же длина салона составляет около 4,05 м. Точно так же заявленный производителем объем салона 10,05 м3 основан на длине салона 5,94 м. При пересчете на реальную его длину объем полезного пространства получается примерно 8,5 м3, то есть приблизительно соответствует объему салона многих легких реактивных самолетов в ценовой категории 350ER. Однако, в отличие от большинства легких бизнес-джетов, пассажиры этого самолета в полете имеют доступ к своему багажу.
Стандартный интерьер салона включает два блока по четыре кресла в клубной компоновке плюс туалет объемом 0,44 м3 напротив задней входной двери. Кресла перемещаются вперед-назад, поворачиваются, имеют откидывающиеся спинки и снабжены подлокотниками со стороны прохода. Расположенные вдоль борта уступчики выполняют функцию подлокотников, увеличивая полезную ширину кресел. Кресла немного уже, чем на многих легких бизнес-джетах, но снабжены усовершенствованной поясничной опорой и встроенным подголовником.
Салон превосходно меблирован, с отделкой высокоглянцевыми древесными слоистыми пластиками. Сиденья обтянуты прочной кожей, а для отделки верхних стенок и потолка салона использована микроволоконная искусственная замша Ultrasuede. В передней левой части салона имеется буфет, в котором есть бар с напитками и закусками, льдогенератор и баллон с питьевой водой.
В III квартале текущего года на рынке появится пакет модернизации салона 350ERi стоимостью 235 тыс. долл., который будет включать в себя систему развлечений и управления параметрами салона Rockwell Collins Venue с экраном диагональю 15,3 дюйма, установленным в передней части салона, систему индикации местоположения самолета и полетной информации, поддержку работы в Интернете и многое другое. В пакет будет также входить быстросъемный модуль задней части салона производства Beechcraft FlexCabin с демонтируемыми креслами и мягкими скамеечками для ног. Интерьер будет снабжен фотохромными фильтрами на иллюминаторах, светодиодным освещением и факультативными подогревателями кресел. Примечательно, что в пакет модернизации будет включен и опциональный туалетный шкафчик с раковиной и проточной водой. Пакет поставит салон 350ER на один уровень с салонами лучших в своем классе легких реактивных самолетов.
Линия King Air — это особое сочетание надежности, комфорта, технических характеристик, оптимальных эксплуатационных расходов и мастерства изготовления, благодаря чему эти модели высоко ценятся на рынке. Самолеты Beech десятилетиями считаются непревзойденными лидерами среди турбовинтовых машин. А теперь, похоже, ER и его собратья могут расширить свой рынок благодаря одному немаловажному — хотя и неожиданному — нюансу: они не являются джетами.

BEECHCRAFT KING AIR 350ER
Цена в заводской комплектации, млн долл.
7,37
Технические характеристики
тяговооруженность
7,86
уровень шума на местности, дБ
81,50
пассажировместимость, чел.
1 + 9/11
Размеры салона, м  
длина
4,10
высота
1,50
ширина максимальная
1,40
ширина на уровне пола
1,20
Силовая установка  
двигатели
2 PWC PT6A-60A
мощность каждого, л. с.
1050
межремонтный ресурс, ч
3600
Вес, кг  
максимальный стояночный
7530
максимальный взлетный
7484
максимальный посадочный
7110
без топлива
5897
пустого снаряженного
4627
Грузоподъемность, кг
2903
Ограничения
максимальное эксплуатационное число Маха
0,580
максимальная эксплуатационная скорость, км/ч
453
Характеристики набора высоты  
время набора высоты 7620 м, мин
18
скороподъемность с одним неработающим двигателем, м/мин
103
Потолок, м  
максимальный
10668
практический
10059
практический, с одним неработающим двигателем
5212
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.