Нерадостные рекорды

В 2009 году мировые авиапроизводители поставили больше самолетов, но получили меньше заказов

Hесмотря на кризис, что выразилось в падении объемов авиаперевозок и, соответственно, падении спроса на авиалайнеры практически по всему миру, ведущие мировые авиапроизводители закончили 2009 г. с положительными показателями. Крупнейшие авиастроительные компании — Airbus, Boeing и Embraer (Bombardier обещает объявить свои итоги в апреле) — смогли достичь рекордного объема поставок новых самолетов. Этот феномен можно объяснить большими портфелями заказов, полученных еще в докризисный период, которые теперь, впрочем, стали сокращаться.
Что касается двух основных конкурентов на рынке магистральных самолетов, то Airbus в очередной раз обошел своего американского конкурента, поставив заказчикам в общей сложности 498 самолетов, что на 15 машин больше, чем в рекордном 2008 г. Boeing хотя и не смог обогнать Airbus, но продемонстрировал более впечатляющий рост поставок. Компания передала заказчикам 481 самолет, а это на 106 машин больше, чем годом ранее.
Общее количество заказов, собранных Airbus в 2009 г., — 310, в том числе 228 на узкофюзеляжные самолеты семейства A320, 78 на широкофюзеляжные A330, A340, A350 и 4 на сверхбольшие A380. У Boeing количество заказов заметно меньше — 263 машины, включая 197 на узкофюзеляжное семейство 737-х, 30 на 777-е, 7 на 767-е, 4 на 747-е и 24 заказа на новые лайнеры Boeing 787. Еще сильнее разница становится, если посмотреть на количество чистых заказов с учетом отказов авиакомпаний от прежде заказанных самолетов. Тогда результат Airbus составляет 271 самолет, в то время как у Boeing почти вдвое меньше — 142. При этом портфели заказов у обоих производителей весьма близкие: 3488 у Airbus и 3375 у Boeing.

Таблица 1. Поставки и заказы Airbus и Boeing в 2005–2009 гг.
Производитель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Airbus
Поставки
378
434
453
483
498
Заказы
1111
824
1458
900
310
Boeing
Поставки
290
398
441
375
481
Заказы
1029
1050
1423
669
263
Можно поздравить Airbus с победой, однако считать Boeing проигравшим тоже нет никаких оснований. Результат прошлого года для Boeing объясняется не только финансовым кризисом, но и отказом ряда перевозчиков от самолета Boeing 787 из-за задержки программы; число отказов достигло 59 единиц. С другой стороны, преимущество Airbus по числу заказанных самолетов не обязательно свидетельствует о финансовом успехе, ведь заказы на самолеты традиционно номинируются в долларах (это наследие былой фактической монополии американских производителей на данном рынке), тогда как основные затраты Airbus несет в евро и падение обменного курса доллара к евро бьет по европейскому производителю гораздо сильнее.
Более того, в целом оба лидера мирового авиастроения продемонстрировали значительное падение объема полученных заказов по сравнению с докризисным периодом. Их пик пришелся на 2007 г., когда Boeing смог собрать 1423 заказа, а Airbus — 1458. Падение по заказам началось еще в 2008 г., и теперь эти показатели у обоих производителей откатились на уровень 2003–2004 гг. Самыми уязвимыми оказались широкофюзеляжные и перспективные модели — количество заказов на них сократилось наиболее резко. Разумеется, длинный портфель заказов у обеих компаний обеспечит загрузку производства на ближайшие годы, однако дальнейшая стагнация спроса на авиатехнику может привести к сокращению производства.
Производителям второго эшелона, таким как Embraer и Bombardier, не говоря о более мелких компаниях, возможно, будет труднее пережить кризисные годы из-за меньших портфелей заказов. В 2009 г. бразильский авиапроизводитель также продемонстрировал рекордные показатели по поставкам. В прошлом году заказчикам было поставлено 244 самолета, что на 40 машин больше, чем годом ранее. Однако в сегменте коммерческих самолетов объем поставок Embraer упал до 122 машин по сравнению со 162 самолетами годом ранее. Общие показатели компании спас серьезный рост количества поставленных самолетов деловой авиации — 115 машин по сравнению с 36 самолетами в 2008 г. При этом более половины поставок деловых самолетов (61 единица) пришлось на последний квартал 2009 г.
Спас показатели Embraer сверхлегкий бизнес-джет Phenom 100, который начал поступать заказчикам с 2008 г. За 2009 г. Embraer поставил 93 самолета, включая 52 в последнем квартале. Поставка еще четырех самолетов этой модели была отнесена компанией в разряд военных, поскольку они пошли государственным заказчикам. Можно предположить, что в 2010 г. бразильский производитель продолжит делать ставку на легкие деловые самолеты. В конце 2009 г. был поставлен первый "старший брат" Phenom 100 — бизнес-джет легкого класса Phenom 300.
По состоянию на конец года общий портфель твердых заказов Embarer снизился до 16,6 млрд долл. В количественном выражении компания раскрывает только портфель заказов на коммерческие самолеты, который выглядит довольно малым — всего 265 машин, что сопоставимо с годовым объемом производства.
Российский авиапром в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в 2009 г. не отставал от мировых тенденций даже при несопоставимо малых по сравнению с лидерами отрасли объемах производства. Заказчикам было передано 14 гражданских магистральных самолетов. Такой результат заметно лучше показателей 2008 г., когда было поставлено 9 самолетов, и одновременно является рекордом последнего десятилетия. Тем не менее ОАК не удалось выполнить обнародованный в начале года собственный план по выпуску гражданских ВС, который предусматривал поставку 20 лайнеров.
В отличие от нескольких последних лет резко возросла доля поставок отечественным перевозчикам. Авиакомпания Red Wings получила последние два пассажирских Ту-204-100В, а "Трансаэро" — очередной лайнер Ту-214. Отрадно, что в прошлом году начались поставки новых типов отечественных ВС: авиакомпании "Полет" были переданы 3 грузовых Ил-96-400, ГТК "Россия" приобрела два первых региональных самолета Ан-148 и кроме того получила один пассажирский Ил-96-300 в VIP-компоновке для перевозки первых лиц государства. Ожидаемая поставка еще одной новой модели — регионального Sukhoi Superjet 100 перенесена на этот год, хотя ОАК отрапортовала о производстве трех прототипов для летных испытаний.
Таблица 2. Поставки коммерческих самолетов ОАК в 2009 г.
Тип ВС
Количество
Эксплуатант
Ил-96
1
ГТК "Россия"
 
3
АК "Полет"
Ту-204
2
АК Red Wings
 
1
АК Cubana de Aviacion
 
1
АК Air Koryo
 
1
"ВТБ-Лизинг"
Ту-214
2
Управление делами президента России
 
1
АК "Трансаэро"
Ан-148
2
ГТК "Россия"
Итого
14
Два Ту-204 ушли на экспорт — их получили кубинская авиакомпания Cubana de Aviacion и северокорейский перевозчик Air Koryo. Кроме коммерческих самолетов ОАК поставила несколько спецбортов. Управление делами президента получило два самолета Ту-214СР, а компании "ВТБ-Лизинг" был передан самолет Ту-204-300 в VIP-компоновке.
В отличие от западных производителей, ОАК не раскрывает объем полученных за год заказов. Согласно отчету лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК), ее общий портфель заказов на конец 2009 г. составил 128 самолетов Ил-96, Ту-204 и Ан-148, из которых 60 машин должны быть поставлены в 2010–2012 гг. Сопоставимое количество заказов на Superjet 100 есть у "Гражданских самолетов Сухого".
Можно предположить, что в текущем году российские авиастроители окажутся в таком же непростом положении, как и их зарубежные коллеги. Спрос на новые ВС со стороны отечественных перевозчиков будет невелик, а заказывать новые российские самолеты, вероятно, смогут только государственные авиаперевозчики. По словам президента ОАК Алексея Федорова, из-за финансовых проблем большинство перевозчиков не могут заказывать новые машины и производственные возможности корпорации сейчас впервые за последние годы превышают спрос.
Нынешний производственный план ОАК предусматривает, что в текущем году предприятия корпорации выпустят 33 гражданских самолета. Судя по планам ИФК, основной объем поставок в 2010 г. придется на самолеты Ан-148, которые помимо ГТК "Россия" должна начать получать авиакомпания "Атлант-Союз". В случае завершения сертификации модернизированного лайнера Ту-204СМ, в текущем году могут начаться его поставки стартовому заказчику — Iran Air Tour. Также на этот год запланирована сертификация самолета Superjet 100, что сделает возможным начало его поставок "Аэрофлоту".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Спецпроекты АТО

Спецпроект Siemens
Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№200, июнь 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.