Нескучный бизнес

Системы развлечения в полете становятся все легче, мощнее и индивидуальнее

За последние пять лет в индустрии систем развлечения в полете (в англоязычной терминологии это называется Inflight Entertainment, IFE) произошел целый ряд качественных изменений. С одной стороны, поменялись законодатели моды — если раньше передовые технологии внедряли традиционные авиакомпании, то сегодня проводниками инноваций становятся бюджетные перевозчики. С другой — технический прогресс сделал возможной работу в полете с Интернетом и электронной почтой, позволил оборудовать кабины беспроводными сетями связи, помог внедрить технологию "видео-по-запросу" и портативные системы развлечения на основе ноутбуков, сделал реальной спутниковую трансляцию телевидения и радиоканалов, открыл дорогу на борт самолета сотовым телефонам. Эти новшества плюс уже ставшие привычными видео- и аудиотрансляции, а также компьютерные игры и составляют современную индустрию IFE.

Предложений и возможностей на сегодняшнем рынке IFE-систем безгранично много — как, впрочем, и взглядов авиакомпаний на их использование. Кто-то из перевозчиков ограничивается трансляцией музыки через динамики, вмонтированные в потолок салона, а кто-то вкладывает серьезные суммы в установку сложного и дорогого цифрового оборудования.
По данным английской компании Inflight Management Development Center, сегодня бортовые системы развлечений используются на 45% воздушных судов всего мирового парка, а из поставляемых заказчикам новых лайнеров такими системами оборудовано 70%. Рынок систем IFE фактически поделен между тремя ведущими производителями: американской компанией Rockwell Collins, французской Thales Avionics и японской Panasonic Avionics Systems (прежнее название — Matsushita). Все три производителя отмечают рост спроса на свою продукцию, объясняя это выходом мировой индустрии воздушных перевозок из кризиса, который начался в 2001 г. Вместе с тем кризис заставил авиакомпании значительно урезать расходы на внедрение систем развлечения: по оценкам Всемирной ассоциации систем развлечения на борту (World Airline Entertainment Assn., WAEA), в 2004 г. расходы авиакомпаний на IFE и системы связи в пассажирской кабине хотя и возросли на 17%, но все равно достигли лишь 1,6 млрд долл. — на 0,5 млрд меньше, чем в предкризисном 2000 г. По итогам 2005 г. WAEA ожидает, что капиталовложения в системы развлечения на борту составят 1,8 млрд долл.
В настоящее время широкое распространение получили системы IFE с централизованным распределением видео- и аудиопрограмм — как общего пользования (мониторы, прикрепленные к потолку кабины), так и персональные (ЖК-монитор монтируется в спинку впередистоящего кресла). Видео- и аудиопрограммы пускают "по кругу", и пассажир может лишь выбрать тот или иной канал. Вместе с тем все больше компаний переходят на более продвинутый уровень IFE, использующий интерактивную технологию "аудио/видео по запросу" (Audio/Video-On-Demand, AVOD), позволяющую пассажиру самому выбирать фильмы, музыку и игры, хранящиеся на жестком диске бортового сервера. А это значит, что в любой момент воспроизведения путешественник может сделать паузу, сменить фильм, составить список воспроизведения песен и т. д. Такая технология пока стоит дороже, чем централизованное распределение, поэтому в основном авиакомпании предлагают услугу AVOD пассажирам премиум-класса на дальнемагистральных рейсах. "Если перевозчик использует старую систему, когда во время полета просто ставится на воспроизведение носитель с записанным фильмом или программой, никаких особых трудностей авиакомпания не испытывает. Но когда речь заходит о технологии AVOD, она должна быть готова к расходам на специальный персонал, обслуживающий эту технику. При эксплуатации большого парка самолетов с подобными системами производитель оборудования может командировать в авиакомпанию несколько человек, которые будут поддерживать эксплуатацию систем. В случае если такими системами оборудуется парк из нескольких самолетов, перевозчику придется взять на себя расходы на обучение и содержание этого персонала", — говорит директор по связям с общественностью компании Lufthansa Technik Ааге Дюнхаупт.
Еще более дорогими, но при этом и более эффективными с точки зрения привлечения пассажиров являются технологии, позволяющие выводить на экраны индивидуальных мониторов передачи спутникового телевидения, транслируемые в прямом эфире. В 2000 г. американская бюджетная авиакомпания JetBlue Airways стала первым перевозчиком, внедрившим эту технологию. Сегодня на борту ее лайнера можно бесплатно пользоваться 36 каналами спутникового телевидения и прослушивать до 100 радиоканалов. Прогресс дошел до того, что когда нынешней осенью у самолета A320 авиакомпании JetBlue при посадке возникли проблемы со стойкой переднего шасси, пассажиры об этой неполадке узнали из сообщений теленовостей, а затем смогли наблюдать сразу по нескольким каналам, как их лайнер выполнил посадку в облаке искр и дыма. Более того, JetBlue стала зарабатывать деньги на своем ноу-хау, создав дочернюю компанию LiveTV, которая продала версии системы бюджетным авиакомпаниям Frontier Airlines (в 2003 г.) и WestJet (в 2004 г.). Похожую технологию используют с 2003 г. Song ("дешевая" дочка Delta Air Line) и австралийская Virgin Blue. Все эти перевозчики пытаются переманить бизнес-пассажиров у традиционных авиакомпаний, предлагая на своих ближне- и среднемагистральных рейсах низкие тарифы и сопоставимый, а то и выше, уровень сервиса. Первой авиакомпанией, внедрившей спутниковое телевидение на дальнемагистральных рейсах, стала Singapore Airlines, на борту самолетов которой с лета этого года прямые трансляции можно смотреть на экранах персональных IFE-систем и собственных ноутбуков (для этого их нужно подсоединить к бортовому серверу по беспроводной сети).
Одновременно с развитием технологий видео- и аудиотрансляций идет внедрение доступа к Интернету и электронной почте. Выйти во Всемирную паутину можно как подключив свой ноутбук к локальной сети (зачастую — беспроводной), так и используя персональную систему IFE, вмонтированную в спинку кресла. Сегодня данную технологию на рынке предлагают компании Connexion By Boeing, OnAir (совместное предприятие компаний Airbus, SITA и Tenzing Communications), AirTV, Thales Avionics, AeroMobile (СП компаний Arinc Inc. и Telenor), Delta Belta In-Flight и ASI Entertainment. Авиакомпания Lufthansa стала перевозчиком, внедрившим в 2004 г. высокоскоростной доступ к Интернету на коммерческой основе на регулярном маршруте. Примечательно, что хотя для этого использовалась технология компании Connexion By Boeing (дочерняя структура Boeing), оборудование было установлено на самолет Airbus A340-300. Примеру Lufthansa уже последовали авиакомпании All Nippon Airways, China Airlines, Japan Airlines, SAS и Singapore Airlines.
Другое направление развития IFE-индустрии — использование мобильных телефонов на борту. С технологической точки зрения это не слишком сложно, однако остается решить ряд вопросов организационного характера. Ожидается, что коммерческое использование на борту сотовых телефонов начнется уже в 2006 г. (см. статью "Негде спрятаться").
Динамично развивается и рынок портативных систем развлечения, созданных на основе ноутбуков. На жестких дисках этих устройств записаны библиотеки с фильмами, аудиотреками и играми. В настоящее время на рынке представлены такие производители, как Wencor (ее устройства digEplayer используются авиакомпаниями Alaska Airlines, Hawaiian Airlines, CanJet, KLM, North American Airlines, Monarch, SilkAir, Independence Air, Midwest Airlines, Pacific Blue, Jetstar, Icelandair и российским "Аэрофлотом"), компания IMS (ее системами Personal Entertainment Appliance, или Pea, пользуются American Airlines, Varig Brazilian, Jet Airways, Harmony Airways, Air Sahara) и Astronics Corp. (устройство Yes! Solo раздают на борту самолетов Virgin Atlantic). Использование портативных систем IFE многие авиакомпании рассматривают как промежуточное решение, следующим шагом может стать установка персональных систем развлечения.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.