Определились 20 крупнейших авиакомпаний России за 2017 год

Boeing 737 авиакомпании "ЮТэйр"
По итогам года совокупный пассажиропоток всех авиакомпаний РФ увеличился на 18,6% и составил 105,023 млн человек :: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

В сегменте авиационных перевозок определились 20 крупнейших авиакомпаний России по объему пассажиропотока за 2017 г. Все операторы, попавшие в этот перечень, показали рост по сравнению с 2016 г. Первые пять мест в рейтинге остались неизменными, но в нем произошли перестановки, следует из оперативных данных Транспортной клиринговой палаты (ТКП), имеющихся в распоряжении ATO.ru.


Первое место традиционно занимает национальный российский перевозчик "Аэрофлот", который обслужил на 13,3% пассажиров больше, чем в 2016 г., что составило 32,845 млн чел. Аналогичные темпы роста наблюдались у авиакомпании и за первое полугодие 2017 г. (+13,5%). Оператор регулярно наращивал свой флот, в том числе прошлый год он завершил поставками новых российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), узкофюзеляжных Boeing 737-800 и Airbus A320.


Второе место заняла авиакомпания "Россия" (входит в группу"Аэрофлот"), которая поднялась с третьей позиции и показала рекордный в первой пятерке прирост пассажиропотока — 37,3%. Общее количество обслуженных ею путешественников составило 11,153 млн чел. "Россия", в состав которой в 2016 г. вошли OrenАir и "Донавиа", приняла часть парка прекратившей полеты "Трансаэро", что также способствовало быстрому развитию авиакомпании.


S7 Airlines ("Сибирь") продемонстрировала самый скромный показатель прироста пассажиропотока в первой пятерке и по итогам года опустилась на третью позицию среди крупнейших перевозчиков несмотря на пополнение парка двумя новыми типами самолетов — Embraer E170LR (13 ВС) и Airbus A320neo (4 самолета). Динамика развития авиакомпании составила 4,9% (оператор обслужил 9,975 млн чел.). В то же время у входящего в группу S7 "Глобуса" пассажиропоток вырос сильнее — на 18,7%. Такое отличие в динамике, вероятно, объясняется операционной политикой группы, предусматривающей гибкое управление флотом. Важно, что суммарно две компании группы S7 перевезли существенно - более чем на 3 млн - больше пассажиров, чем "Россия".


"Уральские авиалинии" в прошлом году перевезли 7,999 млн чел., что на 23,7% больше по сравнению с 2016 г. Оператор в течение всего года показывал стабильный рост и наращивал парк. Например, за январь–июнь 2017 г. он обслужил на 24,9% больше, чем в первом полугодии 2016 г.


Пассажиропоток авиакомпании "ЮТэйр" в 2017 г. увеличился на 9,6% и достиг 7,297 млн чел., что больше запланированных в начале года 6,988 млн чел. Рост происходит несмотря на то, что авиакомпания не пополняет свой парк. Стратегия перевозчика заключается, в частности, в увеличении коэффициента занятости кресел и уменьшении разворотного времени.


После стремительного взлета (38,7%) в 2016 г. единственный российский лоукостер "Победа" (входит в группу "Аэрофлот") продемонстрировал весьма сдержанный для себя рост в 6,9%, оставшись на шестом месте в рейтинге российских перевозчиков. Впрочем, это соответствовало прогнозируемому пееревозчиком результату.


Среди других авиакомпаний первой двадцатки несколько операторов показали значительный рост пассажиропотока. Так, NordWind ("Северный ветер"), приступившая и к регулярным рейсам, в прошлом году продемонстрировала самую быструю динамику развития в 96,5% за счет того, что перевозчик весь год активно увеличивал провозные емкости.


Azur Air, обслужившая на 59,8% путешественников больше, чем в 2016 г., в прошлом году расширяла парк самолетами Boeing 737-800. В компании Red Wings прирост пассажиропотока составил 76,6% в результате пополнения флота воздушными судами иностранного производства — Airbus. "Саратовские авиалинии" в 2017 г. обслужили на 56,6% пассажиров больше в том числе за счет региональных самолетов Ан-148, которые им передала в субаренду авиакомпания "Россия". Чартерная авиакомпания IFly с ростом пассажиропотока в 84,3% вошла в двадцатку первых авиакомпаний РФ в 2017 г. (в 2016 г. она была на 24-м месте). Чартерные перевозчики Pegas Fly ("Икар") и Royal Flight показали прирост трафика на уровне 39,8 и 49,8% соответственно.


По итогам года суммарный пассажиропоток первых 20 компаний составил 100,275 млн чел., а в целом по отрасли – 105,023 млн чел. (+20,2 и 18,6% соответственно). Таким образом, удельный вес 20 крупнейших операторов РФ вырос с 94,2% в 2016 г. до 95,5% в 2017 г.


В 2017 г. на авиакомпании группы "Аэрофлот" пришлось 47,7% объема российских авиаперевозок (42,3% в 2016 г.).


Президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун в беседе с корреспондентом ATO.ru отметил, что в основе значительного роста пассажирских авиаперевозок в первую очередь лежит тарифная политика российских авиакомпаний, которая, как правило, нацелена на сдерживание роста цен на билеты. Причем это происходит в условиях, когда значительно повышаются аэропортовые сборы, цены на авиакеросин и др. Среди других причин, повлиявших на рост пассажироперевозок, он, в частности, назвал укрепление рубля и полеты в Турцию: 2017 г. стал первым годом, когда полеты в эту страну после запрета (действовал до августа 2016 г.) осуществлялись в полном объеме. 


В АЭВТ полагают, что российские авиакомпании завершили прошлый год, скорее всего, с небольшой суммарной прибылью. Как и в 2016 г., этому будет способствовать сниженная ставка НДС до 10% на ВВЛ. Напомним, что, по данным ассоциации, в 2016 г. они показали совокупный финансовый результат около +2,8 млрд руб.


По предварительной оценке АЭВТ, динамика роста пассажирских авиаперевозок в 2018 г. замедлится и по итогам года вряд ли превысит 10%.


По мнению Владимира Тасуна, российская гражданская авиация практически исчерпала возможности, которые могли бы привести к взрывному росту на уровне прошлого года. Заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров добавил, что увеличению производственных показателей может помочь развитие внутренней маршрутной сети, но для этого нужно время.


Перевозки пассажиров по основным авиакомпаниям РФ в 2017 г.






















Авиакомпания Рейтинг 2017 (2016) Обслужено пассажиров в 2017 г., чел. Обслужено пассажиров в 2016 г., чел. Рост к 2016 г., %
"Аэрофлот" 1 (1) 32 845 032 28 977 880 +13,3
"Россия" 2 (3) 11 152 737 8 099 498 +37,7
S7 Airlines ("Сибирь") 3 (2) 9 974 961 9 509 018 +4,9
"Уральские авиалинии" 4 (5) 7 998 556 6 467 188 +23,7
"ЮТэйр" 5 (4) 7 296 562 6 654 417 +9,6
"Победа" 6 (6) 4 582 862 4 285 937 +6,9
"Глобус" 7 (7) 4 316 922 3 637 451 +18,7
Azur Air 8 (8) 3 747 374 2 344 322 +59,8
NordWind ("Северный ветер") 9 (10) 3 514 390 1 788 452 +96,5
ВИМ-авиа 10 (9) 2 136 764 2 076 406 +2,9
"Ямал" 11 (11) 1 790 178 1 454 456 +23,1
Red Wings 12 (17) 1 627 838 921 962 +76,6
"Аврора" 13 (12) 1 548 221 1 376 224 +12,5
Royal Flight 14 (14) 1 489 522 994 183 +49,8
NordStar 15 (13) 1 400 627 1 286 878 +8,8
Pegas Fly ("Икар") 16 (15) 1 381 064 988 084 +39,8
"Нордавиа" 17 (16) 1 087 538 959 450 +13,4
"Якутия" 18 (18) 850 321 688 838 +23,4
"Саратовские авиалинии" 19 (20) 789 667 504 185 +56,6
IFly 20 (24) 744 160 403 856 +84,3
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№185 декабрь 2017

Календарь ATO Events

31 мая 2018 г., г. Москва
26-27 сентября 2018 г., г. Москва
24-25 октября 2018, г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
  • бесплатно получить доступ к онлайн-архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" (только в ноябре)
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.