План Феникс

Правительство и финансисты стараются помочь Alitalia "восстать из пепла"

Энди НАТИВИ, Генуя
После того как политики и финансовые структуры потратили немало времени на разработку плана по спасению разорившегося итальянского государственного авиаперевозчика Alitalia, aнтимонопольные ведомства, профсоюзы и потенциальные партнеры начинают присматриваться к "обновленной" авиакомпании.
Авторы стратегии выживания надеются, что "новая" Alitalia приступит к работе в начале ноября. Авиакомпании предстоит реструктурировать задолженность, проститься с частью персонала и избавиться от убыточных активов; после этого ее планируют объединить с частным итальянским авиаперевозчиком AirOne. Группа банков и частных инвесторов намерена вложить в новое предприятие 1 млрд евро (1,5 млрд долл.).
Стратегия под названием "План Феникс" разработана итальянскими банками Intesa и Imi. Она предполагает, что акционером Alitalia станет крупный международный перевозчик. Приобрести миноритарный пакет акций в реструктурированной авиакомпании готов франко-голландский концерн Air France — KLM, чьи предыдущие попытки заключить подобное соглашение с Alitalia были отвергнуты итальянскими профсоюзами. Обе компании входят в международный альянс авиаперевозчиков SkyTeam.
Но даже если все пойдет по плану, перспективы у "новой" Alitalia вряд ли будут лучше, чем у прежней, считают некоторые отраслевые аналитики. В соответствии с "Планом Феникс", авиакомпания выйдет на безубыточную деятельность не ранее 2011 г.; на 2013 г. запланировано достижение объема выручки в 5 млрд евро и прибыли в размере 250 млн евро.
Более того, Европейский союз, по всей вероятности, критически рассмотрит планируемое капиталовложение — в отношении Alitalia и так уже проводится расследование из-за неоднократного получения в прошлом незаконного государственного финансирования. Кроме того, антимонопольные органы должны еще вынести свое решение относительно законности предполагаемого слияния авиакомпании с AirOne.
Но прежде чем произойдет объединение, Alitalia предстоит самое трудное. Согласно "Плану Феникс", часть компании будет выделена в отдельное юридическое лицо и возьмет на себя все долги перевозчика в размере примерно 1,2 млрд евро, а также прочие обязательства перед акционерами. В этой структуре будет введено антикризисное управление. Из всех операционных видов деятельности вновь образованная компания сохранит только тяжелые формы ТОиР, а персонал будет сокращен с 7000 до 2000 чел. У руля компании встанет назначенный государством антикризисный управляющий, задачей которого будет провести ее через процедуру реструктуризации, аналогичную применяемой в рамках Главы 11 Закона США о банкротствe. В конце августа итальянское правительство издало указ, разрешающий реализацию этого плана. Чтобы смягчить негативную реакцию профсоюзов, правительство пообещало оказать помощь работникам Alitalia, которых затронут сокращения. Им предлагается трудоустройство на государственных предприятиях, а также солидное выходное пособие.
Оставшейся же частью авиакомпании, как ожидается, будут руководить Роберто Колланинно на должности председателя и Рокко Сабелли в качестве исполнительного директора. В новую структуру войдет AirOne, а его глава Карло Тото внесет в Alitalia часть полученных денег. 16 инвесторам, участвующим в сделке, запрещено продавать свои пакеты акций до 2013 г.
Вместо того чтобы использовать хабовую схему перевозок, маршрутную сеть компании планируется выстроить на основе шести базовых аэропортов в Милане, Риме, Венеции, Турине, Неаполе и Катании. Это вполне соответствует популярной в Италии политике равного распределения экономических возможностей между регионами страны, хотя и противоречит бизнес-стратегии других сравнимых по величине перевозчиков, которые стремятся консолидировать маршруты для более эффективного использования своих парков. Новая Alitalia сосредоточится на ближне- и среднемагистральных перевозках, а количество дальнемагистральных маршрутов значительно сократит. Дополнительную помощь предоставит европейский партнер, поиски которого продолжаются.
Парк Alitalia также заметно уменьшится — с нынешних 173 авиалайнеров до 150, из которых 18-20 будут дальнемагистральными. Большинство из оставшихся бортов будут списаны. Их заменят самолеты, принадлежащие AirOne или взятые в лизинг. С целью снизить расходы будут составлены новые трудовые договоры. Подразделение грузоперевозок будет продано. В том, что касается ТОиР, авиакомпания будет выполнять своими силами лишь оперативное обслуживание и легкие формы периодического.
Однако остаются серьезные вопросы. В частности, соответствует ли отсутствие эффективной конкуренции внутри Италии антимонопольному законодательству. Кроме того, намерение Рима фактически списать большие долги Alitalia может вступить в конфликт с европейскими правилами предоставления госсубсидий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.