Рост вопреки всему

Российская отрасль воздушных перевозок по-прежнему восстана­вливается от кризиса :: Александр Мишин / Transport-Photo.com

В российской отрасли воздушных перевозок существует очень много причин для стагнации. Роста макроэкономических показателей почти нет, доходы населения снижаются, цены на топливо растут, авиакомпании по-прежнему несут убытки, но продолжают жесткую конкуренцию. И несмотря ни на что, рост перевозок пока продолжается.

Динамика пассажиропотока (рис. 1) пока позволяет говорить о продолжении восстановительного роста после кризиса 2016 г., однако его темпы, естественно, снижаются. Доля перевозок на ВВЛ в 2018 г. незначительно снизилась по сравнению с 2017 г., что, скорее, свидетельствует о некотором восстановлении роста на международных линиях.

Некоторую информацию о структуре авиаперевозок дает и такой интегральный параметр, как средняя дистанция перевозки, который получается путем деления пассажирооборота (выраженного в пассажиро-километрах) на количество перевезенных пассажиров.

Как видно из рис. 2, средняя дистанция перевозки на ВВЛ с 2000 г. немного превышала 2000 км, а с 2013 г. стала менее 2000 км и с тех пор продолжает медленно снижаться. Это говорит о сокращении объемов перевозок на внутренних дальнемагистральных маршрутах, что, вероятно, может быть связано со снижением уровня покупательной способности населения, которое, как видно, не полностью компенсируется субсидированием перевозок на Дальний Восток. Можно предположить, что при отсутствии такого субсидирования сокращение средней дистанции перевозки на ВВЛ было бы еще заметнее. На МВЛ, напротив, наблюдается почти монотонный рост средней дистанции, причем первый подъем произошел после кризиса 2009 г., а второй — в кризис 2016 г. Эти подъемы синхронны со снижениями абсолютных объемов перевозок на МВЛ (см. рис. 1). Кризисы, сопровождавшиеся девальвацией рубля, привели к сокращению туристического потока в Европу, а также к заметному снижению перевозок в страны ближнего зарубежья. В результате относительно устойчивый деловой поток в более далекие страны внес вклад в увеличение средней дистанции. Отметим, что с 2016 г. наблюдается тенденция к незначительному снижению средней дистанции на МВЛ, что говорит о некотором восстановлении перевозок в Европу и страны ближнего зарубежья. Описанные выше разнонаправленные тенденции привели к тому, что интегральная средняя дистанция на МВЛ и ВВЛ, будучи с 2000 по 2009 г. немногим менее 2500 км, совершила в межкризисный период подъем и спад и сейчас практически вернулась к прежнему уровню.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.