S7 Airlines вступила в альянс Oneworld

Oдной из основных тенденций за последние четверть века развития мировой гражданской авиации стало формирование глобальных альянсов авиакомпаний — многосторонних схем коммерческого сотрудничества, в рамках которых перевозчики объединяют свои маршрутные сети и гармонизируют другие бизнес-процессы. Альянсы стали ответом бизнеса воздушных перевозок на невозможность создания транснациональных корпораций в гражданской авиации, косвенно постулированную в Чикагской конвенции 1944 г. (когда, впрочем, о транснациональных корпорациях никто и не думал).
Разумеется, не все из создававшихся альянсов оказались успешными, точно так же как и для отдельной авиакомпании участие в альянсе еще не является залогом успеха. Тем не менее примерно за последнее десятилетие четко сформировалась большая тройка альянсов, в устойчивости существования которых усомниться довольно трудно: Star Alliance, SkyTeam и Oneworld. Маршрутные сети этих альянсов покрывают практически весь мир, на их долю приходится примерно две трети мировой провозной емкости (из 30 крупнейших авиакомпаний мира только две не участвуют в альянсах). Между альянсами идет глобальная конкуренция, и, разумеется, в разных регионах мира степень присутствия того или иного альянса различается.
Россия перестала быть белым пятном для альянсов в 2006 г., когда после примерно пятилетней подготовительной работы "Аэрофлот" был принят в альянс SkyTeam. Ставка Star Alliance на недосформированный альянс российских авиаперевозчиков AiRUnion оказалась неудачной: создававшие его авиакомпании не пережили кризиса 2008 г. До сих пор Star Alliance не имеет партнера в России — впрочем, относительно широкая география полетов по России основных его участников (Lufthansa, Austrian Airlines и др.) делает проблему менее актуальной.
15 ноября 2010 г. в глобальный альянс Oneworld официально вступила S7 Airlines (вместе с авиакомпанией "Глобус", также входящей в группу компаний S7 Group). Комментируя это событие, глава Росавиации Александр Нерадько сказал: "Это не только важный шаг для S7 Airlines, но и новый импульс для других российских авиакомпаний. Такой новый шаг позволяет оценить преимущества перехода от конкуренции между отдельными авиакомпаниями к сотрудничеству в глобальных авиационных альянсах. Работа в глобальном авиационном альянсе — это не только большая честь, это еще и огромная ответственность, потому что необходимо выдерживать единые высокие стандарты качества обслуживания, качества предоставления услуг и, конечно же, стандарты качества безопасности полетов и авиационной безопасности. И работа в альянсе заставляет всех участников поддерживать высокие стандарты и показывать преимущества работы в альянсе самым главным нашим инвесторам — пассажирам. S7 Airlines — динамично, успешно развивающаяся компания, которая давно уже для себя сделала традиционным стремление к улучшению операционной деятельности, улучшению стандартов качества обслуживания и безопасности полетов, и не случайно это первая частная авиакомпания, в составе которой появился замечательный тренажерный центр, который позволяет сделать минимальным влияние человеческого фактора на безопасность полетов".
По словам исполнительного партнера Oneworld Джона МакКаллока (Oneworld первым среди альянсов авиакомпаний ввел централизованную систему управления, которую сейчас используют и остальные альянсы), в 2010 г. произошел ряд очень важных событий для Oneworld: кандидатами в альянс были приняты ведущий индийский перевозчик Kingfisher Airlines и пятая в Европе авиакомпания Air Berlin; кроме того, удалось серьезно продвинуться в создании совместных предприятий между ключевыми участниками альянса на трансатлантическом и транстихоокеанском направлениях. И вступление в альянс S7 Airlines — тоже важнейшее событие.
Как сказал на церемонии подписания официального документа о вступлении в альянс гендиректор S7 Group Владислав Филев, на выбор альянса повлияли два фактора — экономический и эмоциональный: "Мы привлекли большую консалтинговую компанию, которая в результате исследования пришла к выводу, что именно Oneworld является наиболее привлекательным и самым успешным вариантом перспективного развития S7 Airlines. При этом так получилось, что с членами альянса Oneworld у наших работников сложились наилучшие отношения, — в этом состоит эмоциональный фактор, тоже, наверное, очень важный".
Подготовка к вступлению в Oneworld заняла у S7 Airlines полтора года. Так называемую спонсорскую поддержку, т. е. помощь в согласовании требований и процедур и соответствующие аудиты, осуществляла компания British Airways, которая считается неформальным лидером альянса Oneworld.
Как сказал гендиректор British Airways Вилли Уолш, одна из важнейших задач для British Airways и для Oneworld состояла в том, чтобы найти сильного партнера в России: "Мы были абсолютно удовлетворены, когда S7 Airlines согласилась принять наше приглашение присоединиться к альянсу Oneworld. Для BA было большим удовольствием тесно работать на протяжении 18 месяцев для помощи в вступлении в альянс, и, по сложившему у нас пониманию, S7 Airlines — самая лучшая авиакомпания в этом регионе мира; мы очень жестко выбираем авиакомпании, которые приглашаются в альянс". По словам Уолша, с момента создания Oneworld в 1999 г. стратегия развития альянса сфокусирована не на количестве участников, а на их качестве, и в этом фундаментальное отличие от подхода конкурентов. Так что в рамках принятой стратегии едва ли какой-либо другой российский перевозчик сможет вступить в Oneworld в обозримом будущем.
Отвечая на вопрос АТО, Вилли Уолш сказал, что для альянса компания S7 Airlines привлекательна прежде всего своей разветвленной внутренней маршрутной сетью (S7 Airlines добавляет к сети Oneworld 55 новых направлений в России и СНГ, а также девять новых стран, благодаря чему маршрутная сеть альянса в данном регионе увеличивается почти в три раза), так что едва ли можно ожидать от альянса Oneworld большой активности в продвижении S7 Airlines на международных направлениях, где компания пока испытывает нехватку коммерческих прав, свойственную большинству российских перевозчиков. В свою очередь Владислав Филев подчеркивает: "Основа бизнеса S7 Airlines — внутренние перевозки, и присоединение к сети Oneworld дает нашим пассажирам возможность путешествовать по всему миру. Вместе с тем мы рассчитываем на то, что последовательная либерализация воздушных сообщений, которая проходит в нашей стране, будет набирать темпы. Если у нас появятся возможности развиваться по международной сети, мы не будем их упускать". Для S7 Airlines наиболее актуальны сейчас коммерческие права на линии Москва—Берлин, что позволит расширить сотрудничество со стратегическим партнером компании — немецким перевозчиком Air Berlin (занимающим второе место в Германии и пятое в Европе), который в скором времени тоже вступает в Oneworld. Также была бы очень важной возможность открыть код-шеринг на лондонском направлении с British Airways.
Не секрет, что Вилли Уолш рассматривает альянс Oneworld и созданный в рамках слияния British Airways и Iberia холдинг International Airlines Group (IAG) как потенциальную платформу для создания будущей транснациональной авиакорпорации, когда это станет возможным. "Я много лет об этом говорю, — сказал АТО Вилли Уолш, — но сейчас для нас самое главное — успешное объединение с Iberia. Так называемый список Уолша, где я уже выбрал компании, которые нам нужно присоединить, — это некоторое журналистское преувеличение". В свою очередь руководители S7 Group тоже относятся к вхождению в IAG как к фантастической на данный момент перспективе, обсуждать которую пока рано.
Впрочем, после завершения церемонии исполнительный партнер Oneworld Джон МакКаллок отправился из Москвы в Австралию, где, выступая на крупной авиационной конференции, сказал, что, несмотря на то что нынешняя философия Oneworld придает большее значение индивидуальным авиакомпаниям — членам альянса, это только вопрос времени, когда компании перейдут на единый бренд и окраску: "Не думаю, что это случится быстро, но с каждым годом это становится ближе. Пока пассажиры строят свои отношения с отдельными авиакомпаниями, но они все больше начинают воспринимать целостность альянсов, а корпоративные заказчики уже оценили глобальные сети альянсов".
Тем не менее можно рассчитывать, что даже в рамках всеобъемлющей глобализации всегда найдется место для яркой индивидуальности.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2020 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.