Штучный подход

ОАК совершенствует систему технической поддержки самолетов

Похоже, многолетнее недовольство эксплуатантов неудовлетворительным послепродажным обслуживанием находит наконец отклик со стороны ОАК. В середине июля гендиректор ООО "Управляющая Компания "ОАК — Гражданские Самолеты"" (ОАК-ГС) Владимир Смолко провел совещание по этой проблеме. Судя по проекту решения, имеющемуся в распоряжении АТО, в сложившуюся систему должны быть внесены заметные изменения.
Непростая судьба сложилась у так называемых перспективных российских самолетов нового поколения, к которым относятся Ту-204/214 и Ил-96. Эти машины были созданы на закате советской эпохи с ориентацией на совсем иные реалии пассажирских авиаперевозок. Их ввод в эксплуатацию совпал с экономическими потрясениями 90-х гг., и свой шанс стать массовым продуктом они, очевидно, реализовать не смогли. Однако их серийное производство продолжается, идут работы по модернизации. По данным реестра, в России летает 13 самолетов Ил-96, 19 Ту-204 и 11 Ту-214, несколько машин эксплуатируется за рубежом.
Относительная немногочисленность этого парка ВС привносит дополнительные трудности в создание адекватной системы послепродажного обслуживания, поскольку удельные издержки оказываются относительно велики. Более того, некоторые ВС имеют уникальный технический облик даже в пределах одного типа, что приводит к серьезным ограничениям по взаимозаменяемости компонентов. Pынок ремонта монополизирован предприятиями-изготовителями, что выливается в крайне высокие цены и длительные сроки ремонта узлов и агрегатов. Это ведет к дефициту запасных частей и компонентов и их дороговизне.
Очевидно, перечисленные проблемы требуют особого подхода при организации системы техподдержки, что и было отмечено на совещании, которое, судя по составу участников, акцентировало вопрос о поддержке самого многочисленного типа — Ту-204. Помимо представителей ОАК-ГС в совещании участвовали топ-менеджеры ульяновского завода "Авиастар-СП", серийно выпускающего Ту-204, авиакомпаний, эксплуатирующих этот тип ВС ("Владивосток-Авиа", Red Wings, "Кавминводыавиа"), сервисных предприятий АТБ "Домодедово", ЗАО "ЦТО и РАТ "Авиасервис"", оператора пула запчастей —  ЗАО "Авиационные системы".
Особенно подробно был рассмотрен вопрос обеспечения авиакомпаний покупными комплектующими изделиями (ПКИ), необходимыми для ремонта ВС. По статистике авиаперевозчиков, средняя продолжительность восстановительного ремонта гарантийных ПКИ превышает два месяца. При этом замена около 40% ПКИ, отказавших в гарантийный период эксплуатации, на время их ремонта предоставляется на условиях аренды из пула запасных частей и агрегатов ЗАО "Авиационные системы", до 50% — обеспечивается самими эксплуатантами, а поставка запасных ПКИ из обменного фонда "Авиастар-СП" не превышает 10%. Нередко получается, что эксплуатант, не получив в оговоренный трехдневный период необходимое изделие от "Авиастар-СП", обращается в "Авиационные системы", которые отправляют в ремонт неисправные гарантийные ПКИ, ведут рекламационно-претензионную работу по ним и предоставляют в аренду на время проведения гарантийного ремонта исправные ПКИ, а "Авиастар-СП", не участвуя в исследовании причин отказов, только возмещает эксплуатантам (в порядке регресса) предъявленные затраты по аренде исправных ПКИ.
Описанную схему трудно назвать оптимальной, а в целом, как говорят участники совещания, система послепродажной поддержки изделия фрагментарна и плохо структурирована. Авиаперевозчики в значительной степени самостоятельно обеспечивают свои потребности, замораживая собственный капитал в запасах покупных комплектующих изделий. Казалось бы, гарантию на ВС должен обеспечивать производитель, однако на практике она реализуется путем самостоятельного обращения эксплуатантов ВС к разным контрагентам: производителю самолетов, производителю двигателей, производителям различных комплектующих, оператору пула запчастей.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.