В зоне турбулентности
Роберт УОЛЛ, Пьер СПАРАКО и Энди НАТИВИ, Тулуза
Дуглас БАРРИ, Лондон
Фирма Airbus и Европейская аэрокосмическая и оборонная корпорация EADS, в состав которой она входит, в течение еще нескольких недель, а может, и месяцев не будут знать сумму потерь, вызванных нынешней задержкой поставок A380 и продолжающейся неопределенностью с перспективами этого нового самолета, и, соответственно, возможные последствия для рынка. Но даже очевидный урон значителен. Задержка еще более осложнила переговоры о продаже корпорации EADS 20%-ного пакета акций Airbus, которым владеет BAE Systems в качестве партнера Airbus.
На кону — несколько миллиардов долларов в бюджете EADS, отношения Airbus с одним из основных партнеров и, возможно, судьба некоторых руководителей высокого уровня (статья опубликована 19.06.2006 г.; как и предсказывали авторы, позднее в топ-менеджменте Airbus произошел ряд изменений — см. с. 49).
Президент Airbus Густав Гумберт, считающий приоритетным качество обслуживания заказчиков, признает, что сообщение о существенном уменьшении поставок A380 (против планировавшихся ранее) в ближайшие годы нанесло сильный удар по репутации фирмы и что руководители авиакомпаний, мягко говоря, недовольны Airbus.
Недовольство заказчиков понятно. На следующий день после заявления Airbus о том, что из-за производственных проблем в этом году Singapore Airlines будет поставлен только один А380, а не два, авиакомпания разместила заказы на 20 самолетов Boeing 787, который также является конкурентом лайнеров европейской авиастроительной фирмы. Даже всегда невозмутимый Джон Лихи, отвечающий в Airbus за продажи, признал, что фирме придется "день за днем, от самолета к самолету" восстанавливать доверие авиакомпаний.
Но проблемы Airbus не заканчиваются 6-7-месячной задержкой поставок A380 и сокращением объема его поставок в 2007 г. на 16 машин. Airbus, по сути, отстал в этом году от Boeing по числу полученных заказов. Впервые после 2000 г. американская самолетостроительная фирма обошла своего соперника по данному показателю. Г-н Лихи, исполнительный директор по работе с заказчиками, считает, что Airbus, видимо, не удержит лидерство по числу заказов и только надеется, что его доля рынка сократится не более чем до 40%. Лидерство по числу поставок сохранится. При этом, хотя у Airbus и имеется более 2000 подлежащих выполнению заказов, их число может к концу года уменьшиться, что является еще одной неблагоприятной тенденцией.
Так ли уж плохи все эти новости — и, в частности, для EADS? Да, действительно, стоимость доли принадлежащих корпорации акций резко упала, после того как было объявлено о задержке поставок и о том, что прибыль EADS за четыре предстоящих года окажется на 500 млн евро (625 млн долл.) меньше прогнозировавшейся ранее. К 2008 г. на 1 млрд евро сократится оборот денежных средств. Правда затем он снова увеличится, но последствия сокращения трудно спрогнозировать точно.
Однако, возможно, объявление о задержке дало и свои плюсы. Некоторые эксперты считают, что это может оказаться выгодным для EADS, поскольку объявление появилось в разгар битвы за окончательную цену выставленных на продажу 20% акций Airbus, принадлежащих BAE Systems. EADS предложила на 2 млн евро меньше, чем запросило руководство BAE Systems, и попросила банки оценить реальную стоимость этого пакета акций. Такая оценка может нанести удар по позиции BAE Systems, настаивающей на том, чтобы она проводилась без учета нынешних событий, имеющих краткосрочные последствия, и отражала стоимость акций Airbus в долгосрочной перспективе.
"То, что это объявление о задержке негативно скажется на стоимости акций Airbus, очевидно", — считает Джозеф Б. Нейдол, аналитик компании JP Morgan Securities. Руководители Airbus подчеркнули, что именно корпорация EADS настаивала на объявлении о возможном переносе на следующий год ряда поставок, хотя фирма и сама стремилась предупредить об этом авиакомпании, давая им возможность найти выход из сложившейся ситуации.
Если BAE Systems не хочет проведения оценки, она может убедить своих акционеров проголосовать против продажи акций.
В целом влияние задержки поставок на финансово-экономическое состояние EADS остается неясным. Сокращение наличных средств может привести к увеличению процентов по займам и ограничить возможности приобретения активов. Впрочем, оценка кредитоспособности корпорации не изменилась. Эксперты компании Merrill Lynch указывают на то, что большая часть потерянных средств может быть восстановлена позже и что в краткосрочной перспективе поставки стали даже несколько более выгодными, чем и объясняется сравнительно умеренная оценка сокращения прибыли.
По мнению руководства EADS, влияние происходящего на финансовое состояние корпорации можно будет оценить только по прошествии некоторого времени, хотя падение стоимости ее акций выглядит беспрецедентным и возможны неблагоприятные его последствия в долгосрочной перспективе. Даже указанная выше оценка снижения прибыли может оказаться заниженной, поскольку недопоставка в следующем году 16 А380 означает уменьшение доходов почти на 4 млрд долл.
Руководство Airbus и EADS постарается смягчить неблагоприятное влияние уменьшения доходов с помощью каких-либо других мер. Скорее всего, оно попытается увеличить объемы поставок самолетов других типов.
Еще одна угроза таится в том, что крупнейшие акционеры EADS — Lagardere и DaimlerChrysler — договорились в апреле, когда акции корпорации котировались значительно выше, продать их большую часть. Один из двух исполнительных директоров EADS Ноэль Форжар также продал некоторое количество своих акций. Компетентные органы Франции заявили о необходимости расследовать этот случай.
Поставщики комплектующих тоже пострадают от задержки. Например, руководство Stork Aerospace считает, что отрицательные последствия для фирмы неизбежны. "Последствия будут ощутимы для всех [поставщиков] из-за большого объема программы и значительной задержки поставок. Но в целом от сдвига сроков никто не должен пострадать", — считают эксперты компании Jefferies Research.
На финансовую оценку Airbus может оказать влияние и неопределенность ситуации с самолетами средней вместимости. Г-н Гумберт пообещал прояснить ситуацию с заказами на них в конце июня — начале июля. При этом он подчеркнул, что расходы, связанные с А380, не повлияют на работы фирмы по совершенствованию A350 и замене A340. И все же, по мнению осведомленных лиц, поиск средств для оплаты опытно-конструкторских работ, стоимость которых, вероятно, окажется значительно выше первоначально запланированных 4,5 млрд евро, — непростая задача.
Большая стоимость работ может заставить Airbus обратиться с просьбой об увеличении размера субсидий со стороны правительств Великобритании, Германии, Испании и Франции. Это приведет к новому витку споров с США в рамках ВТО по вопросу помощи самолетостроительным фирмам со стороны государств и в свою очередь снизит шансы участия EADS в обширной программе ВВС США по замене парка самолетов-заправщиков.
Airbus страдает также от чрезмерной загрузки своих сотрудников, что, по мнению некоторых аналитиков, стало одной из причин нынешнего хаоса. Инженеры фирмы разрываются между A380, новым самолетом средней вместимости и другими проектами, в том числе новыми "грузовиками" и — в области военной авиации — проектированием A400M.
Густав Гумберт и возглавляемая им команда намерены в ближайшее время проанализировать ситуацию с А380 и попытаться найти оптимальные пути выхода из нее. Главной проблемой является сложность монтажа электропроводки на самолете. Она возникла из-за недооценки специалистами Airbus объема работ по оборудованию пассажирского салона, интерьер которого разрабатывается практически самими авиакомпаниями и зачастую перегружен излишествами. В итоге жгуты проводов монтируются уже после окончательной сборки самолета в Тулузе, а не непосредственно в конструктивных элементах планера до сборки, в результате чего и образовалось узкое место в процессе производства. Именно эта проблема вызвала задержку в программе А380 еще год назад.
Хотя г-н Гумберт считает, что сроки поставок больше не будут переноситься, специалисты Airbus пока не знают, на каком по порядку A380 последовательность сборки, включая прокладку проводки, будет такой, как она задумывалась.
В этом году Airbus сократил число поставок до одного самолета вместо двух, а в следующем — до 9 вместо 25. Более того, фирма заявила, что под угрозой риска находятся от 5 до 9 поставок в 2008 г. (планировалось построить 35 самолетов) и 5 в 2009 г. (когда предполагалось выйти на выпуск 45 машин в год). В 2006 г. А380 получат Singapore, Emirates и Qantas; всего задержка затронет 10 авиакомпаний.
В течение нескольких лет не прояснится, будут ли сдвигаться сроки поставок после 2009 г. По мнению руководителей Airbus, это маловероятно. Но если Airbus не сможет превысить запланированные темпы выпуска А380 (4 самолета в месяц), то к концу 2009 г. фирма не успеет построить около десятка самолетов, поставки которых планировались до 2010 г. Линия сборки рассчитана на 4,0-4,5 самолета в месяц, и увеличение темпов выпуска потребует роста затрат. Дополнительные расходы, связанные с задержкой поставок, еще больше отдаляют Airbus от достижения уровня безубыточности программы A380. Первоначально планировалось добиться рентабельности производства на 250-м самолете, затем на 270-м, а сейчас называется 300-й. На сегодня получено 159 заказов на А380, включая его грузовой вариант.
Руководители Airbus утверждают, что с точки зрения подтверждения технических характеристик самолета все идет без сбоев и в этом году планируется получить сертификат типа.
Для авиакомпаний задержка поставок также связана с серьезными проблемами: откладывается начало полетов по запланированным новым маршрутам, приходится дольше, чем предполагалось, эксплуатировать старые машины. Для решения проблем может понадобиться лизинг дополнительных самолетов. По словам Густава Гумберта, возможно изменение очередности поставок, поскольку авиакомпании пытаются скорректировать изменение сроков получения новых лайнеров со своими планами.
В дополнение к этим проблемам недавно выяснилось, что на одном из находящихся в производстве А380 были перерезаны три кабеля, причем, вероятно, умышленно. В связи с этим усилена охрана завода.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent