Ту-204-120: от рассвета до заката?

Попытки российской авиационной промышленности создать экспортно-ориентированный продукт предпринимаются не первый раз, и сегодня было бы неверно считать российский региональный самолет RRJ первопроходцем в этой области. Однако, как показывает практика, даже достигнув определенного уровня технического совершенства, самолет может остаться невостребованным на рынке. С нулевым (по количеству проданных машин) результатом закончился проект Ил-96М/Т. Чуть более успешным оказался Ту-204-120. Что его ожидает в будущем?

Олег ПАНТЕЛЕЕВ, главный редактор "АвиаПорт.Ru", — специально для АТО
Среднемагистральный узкофюзеляжный самолет Ту-204-120, оснащенный двигателями RB-211-535Е4 английской компании Rolls-Royce и авионикой американской Honeywell, был создан в первой половине 90-х. Изначально предполагалось, что он может заинтересовать как отечественные, так и зарубежные авиакомпании. Однако дефицит оборотных средств не позволил разработчику — АНТК им. Туполева — завершить испытания и сертификацию самолета самостоятельно. Помощь пришла от египетского бизнесмена Ибрагима Камеля: созданная им компания Sirocco Aerospace International активно включилась в маркетинг самолета (получив при этом эксклюзивные права на его продажи во всем мире, кроме России) и впоследствии заказала несколько машин. Самые смелые заявления — о твердом контракте на 30 самолетов и опционе на 170 машин — со временем были скорректированы. В 1996 г. был подписан первый контракт на постройку одного самолета, приобретение комплектующих иностранного производства, а также сертификацию лайнера по российским нормам АП-25. В период до 1999 г. было построено три пассажирских и один грузовой самолет. Все они были переданы в египетскую авиакомпанию Cairo Aviation. В дальнейшем был построен еще один грузовой Ту-204-120C.
Очередной всплеск интереса к Ту-204-120 связан с заключением в 2001 г. контракта с китайскими авиакомпаниями Air China и China Eastern Airline на поставку пяти "грузовиков" с опционом еще на 10. Реализация этого соглашения затянулась. Отчасти это связано с недостатком оборотных средств, отчасти — с отсутствием сертификата на самолет: соответствие российским нормам АП-25 было подтверждено в 2004 г., а вот европейский и китайский сертификаты пока не получены.
На сегодня статус программы несколько лучше, чем пару лет назад. 14 мая 2006 г. совершил свой первый полет Ту-204-120СЕ с бортовым номером 64030 — первая машина, которая будет поставлена китайским заказчикам. По заявлению президента компании "Туполев" Игоря Шевчука, самолет пройдет сертификацию европейских и китайских авиационных властей "уже в ближайшее время", после чего начнутся поставки. В соответствии с действующими планами первый самолет будет направлен в Китай в сентябре, второй — в декабре 2006 г.; третий — в марте, четвертый — в июне и последний, пятый, — в сентябре 2007 г.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.