Главное за неделю: самый большой в мире двигатель сертифицирован, рекордный налет Superjet 100, Португалия создает самолет

GE9X
GE9X, самый большой авиационный двигатель в истории:: GE Aviation

GE9X, самый большой авиадвигатель в истории, получил сертификат FAA; британская двигателестроительная Rolls-Royce, некогда икона инженерного искусства, оценивается менее чем в 4 млрд долл., а 17-летняя Tesla — в 400 млрд долл.; турбовинтовой ATL-100 станет первой полностью португальской самолетной разработкой; за три года региональный перевозчик Юга России, эксплуатант монофлота SSJ 100, достиг крутых результатов; подготовка к первому полету Ил-114-300 идет полным ходом; понять, как цифровые технологии помогут компаниям сохранить и развить бизнес, можно будет на конференции Digital Aviation & Travel Forum 2020, которая состоится уже через неделю в Москве. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ВОЗОБНОВЛЕНЫ ПОЛЕТЫ МЕЖДУ РФ И ЧЕТЫРЬМЯ СТРАНАМИ

В соответствии с ранее полученным разрешением и достигнутыми соглашениями восстановлено авиасообщение России с Казахстаном, Киргизией, Белоруссией и Южной Кореей. С 25 сентября киргизская авиакомпания Avia Traffic выполняет рейсы между Бишкеком и Москвой, с 26 сентября казахстанская Air Astana связывает Нур-Султан с Москвой, а "Белавиа" с 30 сентября — Минск с Москвой. Со стороны РФ в три столицы стран СНГ и южнокорейский Сеул (с 1 октября) выполняет полеты только "Аэрофлот". В связи с этим другие российские авиакомпании пытаются получить у авиационных властей РФ разъяснение механизма утверждения перевозчика для возобновления международных рейсов.

ПОРТУГАЛИЯ СОЗДАЕТ САМОЛЕТ

 

Португальско-бразильское СП планирует вывести на рынок многоцелевой легкий двухдвигательный турбовинтовой самолет ATL-100. Высокоплан с неубирающимся шасси спроектирован компанией, основанной бывшими сотрудниками бразильской Embraer. Программа станет первой, разработанной целиком в Португалии, ATL-100 призван составить конкуренцию Viking Twin Otter и Cessna SkyCourier и рассчитан на перевозку 19 пассажиров, трех грузовых контейнеров LD3 или 12 десантников в полном снаряжении.

ПОДГОТОВКА К ПЕРВОМУ ПОЛЕТУ ИЛ-114-300

В рамках подготовки к сильно задерживающемуся первому полету модернизированного регионального самолета Ил-114-300 начались аэродромные отработки первого опытного образца ВС на летно-испытательной базе в Жуковском. Проведена проверка топливной системы и впервые для данного типа выполнены запуски и гонки турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ-01 на малом газу (видео), в ходе которых проверялась работа силовой установки в реальных условиях. Первый полет ожидается до наступления зимы.

КРУПНЕЙШАЯ ПРОГРАММА РАСШИРЕНИЯ АЭРОПОРТОВОЙ СТРУКТУРЫ

Третий по размеру аэропорт Китая — Гуанчжоу планирует радикальное расширение и уже приступил к реализации самого масштабного и амбициозного аэропортового проекта в истории. Он включает строительство нового терминала, грузового комплекса и двух взлетно-посадочных полос. В 2019 г. аэропорт обслужил 73,4 млн пасс. В результате модернизации к 2030 г. его пропускная способность вырастет до 120 млн пасс. и 775 тыс. взлетно-посадочных операций в год; к 2040 г. запланирован рост до 140 млн пасс. и 870 тыс. ВПО. В технологическом плане цель — создать "полностью автоматическую систему обслуживания пассажиров". Этот принцип реализуется посредством смарт-устройств и автоматизированных услуг, которые будут встроены в систему управления терминалом с использованием технологии 5G, больших данных, интернета вещей и искусственного интеллекта.

COVID-19 НАСТУПАЕТ

Еще одним индикатором все более осложняющегося положения дел в мировом авиатранспорте стало объявление одним из самых коммерчески успешных и финансово стабильных перевозчиков — Wizz Air о том, что он планирует сократить провозные мощности до 50% от прошлогодних на период осенне-зимнего расписания. В августе лоукостеру удалось восстановить до 80% полетной программы — в отличие от европейских конкурентов он взял курс на активное возобновление полетов и восстановление интенсивной эксплуатации парка: за несколько месяцев авиакомпания открыла 11 новых баз и запустила 220 новых маршрутов. В преддверии открытия первой операционной базы в России гендиректор самой быстрорастущей европейской низкобюджетной авиакомпании Wizz Air Йожеф Варади выступит с докладом на международном форуме "Крылья будущего", который состоится в Москве 11 и 12 ноября.

"АЗИМУТ" ДОБИЛСЯ РЕКОРДНОГО НАЛЕТА SUPERJET 100

За три года с первого регулярного полета региональный авиаперевозчик Юга России "Азимут" смог достичь вызывающих уважение результатов — побывать в десятке крупнейших авиаперевозчиков России, стать рекордсменом по интенсивности эксплуатации регионального самолета SSJ 100, а в период пандемии вернуться к докризисным объемам перевозок, возобновить прием персонала и продолжить реализацию планов по дальнейшему развитию. Единственная в мире авиакомпания, флот которой состоит исключительно из 100-местных самолетов Superjet 100, умело используя господдержку и квалифицированный персонал, добилась налета в 235 ч в месяц на один SSJ 100 зимой, и 260 ч — летом. Компания приступила к строительству техцентра в аэропорту Платов (ввод намечен на первое полугодие 2022 г.) В будущем году "Азимут" планирует перевезти 2 млн пасс., увеличить парк воздушных судов с 12 до 18, продолжить открывать новые маршруты.

МАЛЫЕ АВИАЛАЙНЕРЫ ПОМОГАЮТ И В ЕВРОПЕ

Входящая в группу Lufthansa швейцарская авиакомпания Swiss планирует программу предстоящей осенне-зимней навигации из расчета активной эксплуатации парка Airbus A220. Самолеты меньшей размерности помогут швейцарскому национальному перевозчику более гибко реагировать на спрос, который, по прогнозам Swiss, останется на очень низком уровне (30–40% от прошлогоднего). Перевозчик продолжает выводить из эксплуатации самолеты большей размерности.

Swiss рассчитывает, что парк A220 (бывшие Bombardier CSeries), который насчитывает 29 самолетов — комбинацию 125-местных A220-100 и 145-местных A220-300, поможет ей сохранить сетку маршрутов на уровне 85% от прошлогодней: 67 рейсов из Цюриха и 21 из Женевы.

EASA РАССЧИТЫВАЕТ РЕСЕРТИФИЦИРОВАТЬ BOEING 737MAX В НОЯБРЕ

Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) может выдать разрешение на возобновление эксплуатации Boeing 737MAX до конца года, так как американский производитель принял условия, выдвинутые регулятором по результатам расследований. Агентство может дать техническое заключение в ноябре, почти синхронно с коллегами из Федеральной авиационной администрации США (FAA), — но разрешения на возобновление эксплуатации в конкретных авиакомпаниях будут зависеть от действий национальных авиационных властей соответствующих государств.

Некоторые перевозчики уже готовятся к возвращению самолета. Так, американская American Airlines объявила, что специальная переподготовка пилотов на тип стартует в ноябре. А президент таджикского национального перевозчика Somon Air заявил, что авиакомпания вновь рассматривает возможность пополнить свой парк самолетами 737MAX — спустя 15 месяцев после отмененной сделки по лизингу нового ВС как раз из-за неопределенности относительно перспектив возобновления его эксплуатации и общественного мнения о небезопасности модели.

IT НА СЛУЖБЕ АВИАЦИИ

Сократить вредные выбросы на тысячи тонн, а производственные расходы — на миллионы долларов помогут цифровые технологии. SITA и стартап Safety Line внедрили решение, основанное на технологиях прогнозной аналитики Big Data, позволяющее получить сокращение расхода авиатоплива на всех этапах полета: набор высоты, крейсерский режим и снижение. Пользователями ПО уже являются авиакомпании AirAsia, Air France и Transavia.

"Умная заправка" самолетов, работа с искусственным интеллектом — проекты, кардинально меняющие авиатопливный бизнес. О том, как происходит цифровая революция в авиации, можно узнать из интервью аналитика "Газпромнефть-Аэро" Алены Данильченко.

Как цифровые технологии могут помочь компаниям сохранить и развить бизнес — об этом можно услышать от квалифицированных экспертов, которые приглашены на конференцию Digital Aviation & Travel Forum 2020, которая пройдет 13 октября в Москве.

ИСКУССТВО ЛИЗИНГА

Участники авиатранспортной отрасли продолжают проявлять творческие подходы к проблеме с платежами за лизинг и находить новые решения. Так, мексиканская Aeromexico заключила договоры с 27 лизингодателями, по которым лизинг 100 активов конвертируется в контракты почасового обслуживания (power-by-the-hour). Этот маневр был одобрен судом по банкротствам США как часть программы реструктуризации. Договоры по 82 самолетам и 14 двигателям предполагают, что вместо фиксированных ежемесячных платежей национальный перевозчик будет платить лизингодателям из расчета фактического налета, что поможет перевозчику снизить финансовую нагрузку на период пандемии.

Авиаперевозчики и лизинговые компании слишком завязаны друг на друга, и пути выхода им нужно искать вместе. Именно этому посвящена конференция "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ — 2020", которая состоится в Москве 27 октября.

ДВИГАТЕЛИ: ВЗЛЕТЫ И "ПАДЕНИЯ"

Интересное мнение высказывает аналитик Антуан Желен о британской Rolls-Royce, называя ее трагическим героем авиационного кризиса. Корпорация с вековой историей, с доходами в 19 млрд долл., некогда служившая иконой инженерного искусства и технологий мирового уровня, сейчас оценивается менее чем в 4 млрд долл. Для сравнения: 17-летнюю Tesla с аналогичным оборотом и штатом оценили в 400 млрд долл. Почему? Об этом узнают наши подписчики.

Двигатель GE9X производства американской GE Aviation, самый большой авиационный двигатель в истории, получил сертификат Федеральной авиационной администрации США (FAA). Это важный этап программы Boeing 777-9, первой из семейства 777X, ввод в эксплуатацию которой запланирован на 2022 г. Одновременно с завершением процесса сертификации двигателя по стандартам FAR Part 33 производитель завершает заводскую приемку первой партии серийных двигателей GE9X, поставка которых Boeing начнется в IV квартале этого года. Помимо самого большого диаметра вентилятора (более 3,4 м) и 16 композиционных лопаток двигатель GE9X отличается суммарной степенью повышения давления 60:1. В нем использовано более 300 деталей, созданных с применением технологий 3D-печати, и 5 компонентов, изготовленных из композиционных материалов на основе керамических матриц.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.