Индустрия ТОиР перестраивается

Крупные поставщики услуг по ТОиР заинтересованы в том, чтобы более активно помогать авиакомпаниям в процессе управления их материальными активами

Эдвард Г. ФИЛЛИПС, Даллас

Индустрия технического обслуживания и ремонта (ТОиР) сегодня стремится по-новому организовать свою деятельность, концентрируя усилия на комплексном обслуживании авиакомпаний, которые в свою очередь хотят получить за собственные деньги как можно больше.
Мировой воздушный транспорт продолжает испытывать трудности из-за сокращения спроса на перевозки и соответствующего снижения доходов, поэтому фирмы, специализирующиеся на ТОиР, вынуждены не только пересматривать методы ведения бизнеса, но и думать о способах повышения качества обслуживания своих клиентов. Например, о внедрении инновационных программ, направленных на то, чтобы заказчик не испытывал, насколько это возможно, проблем с ТОиР.
По словам Рональда А. Арамини, президента и исполнительного директора Pemco Aviation Group (Бирмингем, шт. Алабама), он и другие руководители компании полагали, что еще в прошлом году должен был начаться процесс нарастания объемов перевозок и более интенсивного использования авиакомпаниями своих парков, но этого не произошло. В результате "большинство провайдеров ТОиР не загружены и не развивают свой бизнес. Внутренние расходы некоторых из них резко возросли, к тому же заказов на всех не хватает. Но даже в этих условиях компания Pemco заметно расширяет деятельность".
Производственные мощности, которыми располагает Pemco для ТОиР гражданских самолетов, сосредоточены в Дотане (шт. Алабама), военных - в Бирмингеме. Г-н Арамини отметил, что деятельность компании по обслуживанию военных самолетов протекает успешно. В настоящее время ведутся работы примерно на 40 самолетах ВВС США, в том числе на самолетах-заправщиках КС-135 и транспортных С-130. Обслуживание не только гражданских, но и военных самолетов помогает компании пережить экономический спад.
Помимо выполнения трудоемких форм обслуживания Pemco осуществляет переоборудование трех самолетов Boeing 737-300 в грузовые. Всего в этом году планируется переоборудовать 10-12 самолетов. Компания принимает заказы на такие работы на 2004 г. и изучает возможности реализации программы переоборудования самолетов Boeing 757-200. Снижение остаточной стоимости стареющих самолетов является главным фактором развития этого вида деятельности.
С высказанной Рональдом Арамини общей оценкой нынешней ситуации на рынке согласны и другие провайдеры ТОиР. Дэвид Шау, президент компании Aviation Technical Services, входящей в состав корпорации Goodrich, отметил, что конкуренция в сфере предоставления услуг по выполнению трудоемких форм обслуживания чрезвычайно велика. По его словам, в Северной Америке изобилие производственных мощностей, а новых направлений бизнеса для них немного. Goodrich специализируется на ремонте поверхностей управления, предкрылков, закрылков и механизмов управления ими.
Дэвид Шау считает, что авиакомпании заинтересованы в том, чтобы чаще прибегать к аутсорсингу, заключая договора на выполнение трудоемких форм обслуживания со специализированными внешними фирмами. Однако провайдеры ТОиР должны учиться управлению процессом в целом, включая полное обслуживание отдельных агрегатов и управление материальными активами. Авиакомпании, которым грозит банкротство, разрешают назначенной команде менеджеров рассматривать альтернативные возможности технического обслуживания как на уровне планера в целом, так и на уровне отдельных агрегатов.
Вместе с тем, по словам г-на Шау, становится все более очевидным, что ключевым фактором расширения деятельности поставщиков ТОиР является поиск менее затратных методов работы, получение доступа к ресурсам других поставщиков и предложение более выгодных условий обслуживания по сравнению с выполнением ТОиР силами самих авиакомпаний. Билл Рассел, руководитель системы обслуживания заказчиков корпорации Goodrich, считает крайне важной способность поставщиков ТОиР управлять материальными активами заказчиков на уровне агрегатов самолета во всех регионах мира, практически полностью открывая информацию о наличии запасных частей и условиях обслуживания.
Как заявил г-н Рассел, он удовлетворен тем уровнем, на котором находится деятельность корпорации Goodrich по техническому обслуживанию агрегатов самолета. Он считает, что объемы работ, выполняемых корпорацией в Азиатском регионе, останутся стабильными и, возможно, даже возрастут в этом году на 3-5%. "Во всех остальных регионах мира нет никакого прироста, что отражает отсутствие увеличения объемов перевозок", - отметил Рассел. Поскольку авиакомпании заинтересованы в долгосрочных программах обслуживания агрегатов, корпорация Goodrich полностью готова к тому, что авиакомпании перейдут от технического обслуживания собственными силами к заключению договоров со специализированными внешними фирмами.
Джин Хауз, директор комплексного подразделения технического обслуживания (United Services) авиакомпании United Airlines, согласен с тем, что перевозчики предпочитают получать от провайдеров ТОиР большие объемы услуг при меньших расходах. "Только те поставщики, которые найдут способы сократить размер прибыли и повысить эффективность своей деятельности, сумеют в настоящее время решить эту задачу", - считает он. В итоге в течение нескольких ближайших лет ускорится процесс консолидации занятой в ТОиР части мирового воздушного транспорта. Причем все участники процесса ТОиР, в том числе поставщики оригинального оборудования, "все больше свыкаются с мыслью о необходимости работы в атмосфере стратегического партнерства", вместо того чтобы работать независимо и сохранять единоличный контроль над ходом работ. Объемы работ подразделения, которым руководит г-н Хауз, выросли за 2001-2002 гг. на 15%. 10-15% роста запланированы и на этот год.
Подразделение United Services будет и в дальнейшем концентрировать свои усилия на работах по ТОиР, основных работах в его деятельности. Это относится и к производственным мощностям в Сан-Франциско, где ремонтируются двигатели PW4000, PW2000 фирмы Pratt & Whitney, двигатели серии CF6 фирмы General Electric, а также другое высокотехнологичное оборудование. По мнению Джина Хауза, чтобы оставаться в этом бизнесе, United Services следует постоянно реагировать на потребности рынка.
Падение объемов авиаперевозок затронуло деятельность и тех компаний, которые специализируются на ТОиР одного агрегата, как, например, компания Texas Aero Engine Services Ltd. (TAESL). Это совместное предприятие, образованное авиакомпанией American Airlines и фирмой Rolls-Royce. Производственные мощности TAESL расположены на территории аэропорта "Эллайнс" севернее Форт-Уорта. Компания специализируется на капитальном ремонте реактивных двигателей, в том числе двигателей RB-211фирмы Rolls-Royce, которыми оснащены самолеты Boeing 757 авиакомпании American Airlines.
American Airlines предполагает к октябрю 2004 г. вывести из эксплуатации имеющиеся у нее самолеты Fokker 100, что негативно скажется на загрузке мощностей TAESL. "Мы видим, как всего за несколько месяцев рынок обслуживания Fokker 100 меняется от процветания до небытия", - заметил Дуглас Криббес, президент и генеральный директор TAESL.
Кроме American Airlines основными эксплуатантами самолетов Fokker 100 с двигателями Tay фирмы Rolls-Royce являются бразильская авиакомпания TAM Airlines и американская US Airways. Они в конечном итоге также спишут эти самолеты. По словам г-на Криббеса, потеря самолетов Fokker 100 заставит поволноваться не только компанию Texas, но и всю мировую индустрию ТОиР. "Мы ремонтировали около 1800 двигателей Тау в год, а в этом году - всего четыре", - говорит он. Впрочем, TAESL готовит часть своего персонала, обученного ремонту двигателей Тау, к ремонту двигателей Trent фирмы Rolls-Royce. Их уже начали снимать с самолетов для первой крупной формы обслуживания.
Фирма Pratt & Whitney Canada, так же как и TAESL, находится в поисках оптимальной стратегии расширения своей деятельности в сфере ТОиР. По словам Дениса Паризьена, вице-президента по эксплуатации и работе сервисных центров, компания постоянно стремится разрабатывать оптимальные стратегии деятельности и инвестиций, обеспечивающие комплексное обслуживание заказчиков. Эти стратегии предусматривают и работы по увеличению межремонтных сроков службы, что позволяет максимально увеличить время нахождения двигателя на самолете и минимизировать время простоя снятого двигателя.
"Мы ищем пути снижения стоимости ремонта, предлагая лучшие условия для заказчиков и обеспечивая полный комплекс услуг, обслуживание "под ключ"", - отметил г-н Паризьен. Пользуются популярностью такие программы, как "Почасовая оплата" (Pay by the Hour), потому что в этом случае авиакомпании могут более точно распределить свои расходы по времени. В рамках этой программы Pratt-Canada обслуживает около 1300 двигателей в 20 сервисных центрах, расположенных по всему миру. "Потенциальная возможность большей консолидации работ по ТОиР существует, но производственные мощности по ремонту двигателей уже избыточны", - считает Денис Паризьен. Цель Pratt & Whitney - получать большие объемы работ от авиакомпаний и обеспечить отсутствие задержек при выполнении ТОиР.
Весьма перспективным и быстроразвивающимся направлением в индустрии ТОиР, наряду с расширением комплексного обслуживания и обслуживания в специализированных независимых компаниях, является внедрение информационных технологий. Достигнутый к настоящему времени уровень программ их внедрения достаточно высок, поэтому провайдеры ТОиР - как независимые, так и поставщики оригинального оборудования - рассматривают инициативы в этой области в качестве одного из основных направлений своей деятельности.
Майкл Град, вице-президент по продажам и маркетингу компании Avexus, поставляющей программное обеспечение для центров ТОиР, уверен в том, что внедрение информационных технологий в ТОиР становится все более важным. Провайдерам ТОиР нужны "пакеты прикладного программного обеспечения, функциональные возможности которых стоят в одном ряду с собственно процессом ТОиР". В сфере послепродажного обслуживания самолетов также продолжает расти потребность в ТОиР. И независимые провайдеры, и поставщики оригинального оборудования нуждаются в инструментах расширения своих рыночных возможностей.
По мере того как ужесточается конкуренция между независимыми провайдерами ТОиР и производителями оригинального оборудования, последние все чаще увязывают продажу своего оборудования с послепродажным обслуживанием и поставками запчастей. Поэтому они нуждаются в первоклассном программном обеспечении, которое помогало бы управлять этим процессом. "Производители оригинального оборудования понимают, что им необходим целый набор инструментов для максимальной реализации всех возможностей, связанных с обслуживанием", - считает г-н Град.
Учитывая растущий спрос со стороны поставщиков услуг по ТОиР гражданских и военных самолетов, он прогнозирует рост продаж программного обеспечения компанией Avexus в этом году на 200% по сравнению с прошлым годом. По его словам, комплекс программ Impresa, предназначенный в основном для послепродажного обслуживания, позволяет управлять всеми аспектами процесса обслуживания, а также обеспечивает формирование основных показателей работы и поддержку процесса принятия решений.
Дэвид Шау считает информационные технологии важным фактором уменьшения простоев и более быстрого возвращения авиакомпаниям полученных от них изделий. Программные средства все чаще используются для подготовки графиков работ с учетом "узких мест", обработки технологических карт-нарядов, обеспечивают работу с каталогами запчастей и инструмента. Кроме того, они помогают управлять трудовыми ресурсами, следить за квалификацией и сроками переподготовки. Все это позволяет сократить время ремонтного цикла и объемы внеплановых работ.
Использование информационных технологий, по мнению г-на Шау, стало уже обязательным условием получения преимуществ в конкурентной борьбе и станет еще более критичным фактором в будущем. Они позволяют заказчикам "лучше понять текущее состояние процесса ТОиР и непрерывно следить за ходом ремонта своих агрегатов". Правда, Билл Рассел из фирмы Goodrich, признавая все преимущества информационных технологий, заявил, что он хотел бы увидеть такие компьютерные программы, которые позволяют связываться с заказчиком "гораздо более прозрачным образом".
Будучи одним из крупнейших производителей оригинального оборудования, а именно планера самолета, фирма Boeing считает информационные технологии ключевым направлением своей деятельности, связанной с ТОиР. "Трудно себе представить, как можно действовать в условиях конкуренции без этого", - говорит Лу Манчини, вице-президент фирмы по вопросам технического обслуживания. Более 90 заказчиков самолетов Boeing во всем мире пользуются выпущенными ею компакт-дисками с набором руководств по обслуживанию. Комплект дисков получил название "Карманное пособие по техническому обслуживанию" (Portable Maintenance Aid). Фирма предлагает также программу Enterprise One, задача которой - обеспечить управление всей авиационно-технической базой авиакомпании с помощью информационно-вычислительных систем, используемых в процессе технического обслуживания. По словам г-на Манчини, к настоящему времени на программу подписались два заказчика из разных стран.
Он отметил, что Boeing тесно сотрудничает с провайдерами ТОиР и стремится содействовать их успешной работе, так как они покупают изделия Boeing. Как независимые поставщики услуг по ТОиР, так и производители оригинального оборудования разрабатывают новые стратегии маркетинга и ведения своей деятельности, прямо направленные на то, чтобы помочь крупным и мелким авиакомпаниям более эффективно распоряжаться своими материальными активами.
"Мы становимся более квалифицированными менеджерами, поскольку авиакомпании стремятся к обслуживанию по приемлемым ценам, с большей ответственностью и оперативностью", - считает Лу Манчини.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.