Не упустить шанс

Программы создания регионального самолета RRJ и разработки двигателя SaM146 оказались чуть ли не единственными реальными международными кооперационными проектами отечественного авиапрома. Очевидно, это начало понимать и правительство.

Практика показывает, что в условиях российской действительности самой весомой гарантией состоятельности проекта становится его поддержка правительством. Похоже, разработчикам регионального самолета RRJ и предназначенного для него турбовентиляторного двигателя SaM146 удалось заручиться такими гарантиями.
В конце прошлого года компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), ведущая проект RRJ, положила конец обострившейся критике программы российского регионального самолета. После того как в ноябре группа высокопоставленных чиновников во главе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом посетила производство АХК "Сухой" и публично пообещала помощь разработчикам путем госфинансирования и снижения пошлин на ввоз западных комплектующих для самолета и двигателя, а также оборудования для их производства, острая критика как-то сразу сошла на нет.
Во второй половине апреля власти еще раз продемонстрировали свое благосклонное отношение к проекту. Глава Министерства промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко и министр производственной деятельности Италии Клаудио Скайола подписали протокол о намерениях, предусматривающий вхождение итальянской компании Alenia Aeronautica ("дочка" компании Finmeccanica) в состав акционеров ГСС. За последний год это уже второй протокол о намерениях, касающийся программы RRJ, оформленный российскими и итальянскими властями, — предыдущий был подписан в ходе авиасалона МАКС-2005 Федеральным агентством по промышленности, АХК "Сухой" и Finmeccanica. Участие в процессе чиновников более высокого ранга дает надежду на то, что, несмотря на поражение на парламентских выборах прежнего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, интерес к участию в кооперационных программах с Россией не остынет и Alenia все-таки присоединится к программе RRJ.
Главное препятствие, делавшее невозможным участие Alenia в российской программе, — это ограничение на участие иностранных компаний в уставном капитале предприятий российского авиапрома, существующее в соответствии с обскурантистским законом "О государственном регулировании развития авиации", принятым в 1998 г. На этот раз на уровне правительств достигнута договоренность о том, что компания Alenia Aeronautica все-таки приобретет не менее блокирующего пакета акций ГСС. Это означает, что российское правительство всерьез готово пересмотреть закон, уже погубивший как минимум один крупный кооперационный проект — участие компании Eurocopter в создании вертолета Ми-38.
Однако эти договоренности — только начало сближения итальянского и российских партнеров. Им еще предстоит дождаться заключения межправительственного соглашения, после чего Alenia сможет перейти к обсуждению конкретных деталей с АХК "Сухой" о приобретении не менее 25% акций в компании "Гражданские самолеты Сухого", занимающейся разработкой самолета RRJ.
Если Alenia все-таки войдет в число акционеров ГСС, ожидается, что итальянская сторона поделится с российскими разработчиками своим опытом в области композитных материалов, а также в продвижении самолета на зарубежные рынки и его послепродажном сопровождении.
Ну а тем временем ГСС продолжает работу над программой. Завершается выпуск рабочей конструкторской документации, и еще в прошлом году на заводе в Комсомольске-на-Амуре началось производство некоторых элементов фюзеляжа и крыла.
Продолжается работа и над двигателем SaM146, создаваемым на условиях разделения рисков российским НПО "Сатурн" и французской группой Safran (бывшая Snecma Moteurs). За координацию всех работ по программе SaM146, включая управление проектированием, производством, маркетингом и послепродажным обслуживанием, отвечает созданная партнерами в 2004 г. компания PowerJet.
Работа над силовой установкой приблизилась к этапу стендовых испытаний — в феврале из Франции в Рыбинск, где расположены основные производственные мощности "Сатурна", был поставлен первый газогенератор. После того как к нему пристыковали изготовленные в России вентилятор, компрессор низкого давления и турбину компрессора, первый двигатель SaM146 отправился на стендовые испытания. По словам представителей "Сатурна", российская сторона уже потратила более 1 млрд руб. на разработку двигателя и создание стендовой базы. Однако самые большие затраты впереди — партнеры начинают сертификационные испытания и подготовку к серийному производству.
Серийная сборка двигателя будет организована на мощностях совместного предприятия "ВолгАэро". Завод был официально открыт осенью прошлого года. Производственные площади "ВолгАэро" превышают 10 тыс. м2, офисные помещения — 2,5 тыс. м2. Суммарный объем инвестиций в "ВолгАэро" составит 50 млн евро. Российская сторона внесла в СП здание, коммуникации и часть оборудования; вклад французской — в основном новейшие станки и технологические линии.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2020 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.