SaM146: двигатель прогресса?

В июне 2010 года самый громкий проект российского авиапрома последнего десятилетия — региональный лайнер Sukhoi Superjet 100, созданный компанией "Гражданские самолеты Сухого", — может выйти на долгожданную финишную прямую. НПО "Сатурн", разработчик двухконтурного турбовентиляторного двигателя SаM146, в начале лета планирует завершить сертификационные испытания силовой установки, неоднократный сдвиг графика которых уже привел к срыву заявленных сроков начала коммерческой эксплуатации SSJ 100. Не исключено, что получение сертификата авиационного регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) станет не последней сложностью в выводе самолета на рынок: Недостаточный уровень переоснащения производственных мощностей "Сатурна" позволит выпускать всего 30 двигателей в год вместо запланированных 150 единиц. Для дооборудования завода "Сатурну", уже освоившему почти 12 млрд руб., вновь требуются дополнительные инвестиции в размере 8,4 млрд руб.

Проект двигателя SaM146 носит уникальный характер для отечественного самолетостроения. Программа стала первой реальной международной кооперацией между российскими и западными авиационными производителями по принципу долевого участия в рисках. На практике подобное сотрудничество подразумевает разделение проекта на доли, каждую из которых финансирует одна из участвующих в проекте сторон. В случае успешной реализации программы партнеры рассчитывают на получение соответствующей части прибыли, при неудаче каждый несет свои убытки. За координацию всех работ по программе SaM146, включая управление проектированием, производством, маркетингом и послепродажным обслуживанием, отвечает созданное в июле 2004 г. российским НПО "Сатурн" и французской компанией Snecma Moteurs предприятие PowerJet. В рамках кооперации Snecma разрабатывает горячую часть двигателя (газогенератор), а также коробку приводов, систему управления и осуществляет интеграцию силовой установки, а "Сатурн" отвечает за холодную часть (вентилятор, компрессор низкого давления, турбина низкого давления), окончательную сборку и испытания двигателя. Все права и лицензии на создаваемую силовую установку в равных долях (50% на 50%) распределены между партнерами.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.