Свои тренажеры

Российские производители стремятся выйти на мировой рынок авиационных тренажеров

Kоличество ВС иностранного производства, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, приближается к четырем сотням, их удельный вес в общем объеме пассажирооборота составляет около 75%. Очевидно, подобная ситуация порождает спрос на подготовленных пилотов, а следовательно и на тренажеры для их обучения. Разумеется, сами по себе тренажеры эксплуатантов не интересуют — им нужно обеспечить безопасность полетов. Но для более или менее большой авиакомпании затраты на обучение и переподготовку летного состава становятся сопоставимы со стоимостью тренажера; тогда можно задуматься и о создании собственного учебного центра.
Стоимость современного комплексного пилотажного тренажера класса D составляет порядка половины цены соответствующего ВС, однако российские производители тренажеров полагают, что могут снизить цены на 15–20% и представить конкурентоспособные продукты. В мире не много компаний занимаются производством тренажеров, а в России их количество и вовсе минимально. Безусловным лидером является компания "Транзас" из Санкт-Петербурга, которая серьезно продвинулась в создании вертолетных тренажеров (по ряду технических причин они гораздо сложнее, чем самолетные), а сейчас по заказу UTair завершает создание тренажера самолета ATR 42 и ведет работы над тренажером Boeing 737. ЦНТУ "Динамика", базирующийся в ЦАГИ, работает в основном по военной тематике, но совместно с Thales делает тренажер самолета Sukhoi Superjet 100. Третья компания, претендующая на свое место на рынке тренажеров, — "Модернизация авиационных комплексов", расположенная в Троицке.
Изначально эта компания создавалась как венчурный проект, призванный двигаться в новом направлении высоких технологий. Как рассказали АТО представители компании, начиналось все с сухопутной тематики, первой работой был тренажер некой гусеничной машины. Однако, как говорят в компании, работа с военными заказчиками оказалась не особо перспективной. Поскольку опыт создания полноценного тренажера на подвижной платформе с репликами органов управления и визуализацией закабинного пространства хотелось использовать дальше, с 2006 г. компания переориентировалась на рынок авиационных тренажеров.
Первоначальный подход заключался в методе проб и ошибок, и к середине 2008 г. стало ясно, что тренажер вертолета Ми-8, который пыталась сделать компания, не соответствует предъявляемым требованиям. После этого компания обратилась к мировому опыту и занялась собственной переквалификацией в целях освоения научно обоснованного и формализованного подхода к проектированию тренажеров. В рамках этого комплекса работ сотрудники прошли обучение в Центре экспертизы и сертификации авиационных тренажеров (ЦЭСАТ) в ЦАГИ; были установлены контакты с поставщиками критических компонентов, которые в России уже не производятся, — компаниями Barco (системы визуализации) и Moog (системы загрузки — специальные устройства, позволяющие ощутить все усилия и отклик на органах управления при том или ином маневре). После этого, как говорят в "Модернизации авиационных комплексов", к началу 2009 г. компания почувствовала себя гораздо более уверенно.
В настоящее время компания располагает собственной динамической моделью летательного аппарата, способна создавать объекты визуализации, в том числе динамические (дождь, снег, другие ВС) и привязанные к местности для отработки навигации, а также изготавливает все механические и электронные части тренажера, за исключением уже упомянутых критических компонентов.
На сегодня компания "Модернизация авиационных комплексов" заканчивает изготовление тренажера для легкого вертолета "Аэрокоптер" АК-1-3, идет работа над тренажерами для самолета Як-52 и вертолета Robinson R44; следующий важный этап — тренажер для вертолета Ми-8 (модификации МТ, МТВ, АМТ), процесс проектирования которого уже начался. При этом речь идет не только о тренажерах, но и об оборудовании тренажерного центра, включающего классы, стенды, процедурные тренажеры, компьютерную систему обучения. По оценкам компании "Модернизация авиационных комплексов", ей удастся продать 4–5 тренажеров Ми-8.
Для работы с мировыми производителями магистральных самолетов необходимо покупать у них пакеты исходных данных, на основе которых строится используемая в тренажере динамическая модель конкретного типа ВС. В настоящее время компания "Модернизация авиационных комплексов", приобретя нужные данные, приступила к проектированию тренажеров для Airbus A320 и Boeing 737. Как говорят разработчики, они уверены, что способны вывести на рынок конкурентоспособный продукт, соответствующий требованиям ICAO.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.