Жаркое лето 2004

Долгие годы наш воздушный транспорт не радовал СМИ позитивными новостями. До конца девяностых рынок авиаперевозок формировался в условиях перестройки и потрясений в экономике, чехарды в административной сфере, нестабильной нормативной базы.

Но с началом нового тысячелетия гражданская авиация страны стала приобретать новые черты. Ситуация несколько стабилизировалась, сформировались и укрепили свои позиции основные игроки этого рынка, прошел зуд административной активности у регулирующих деятельность гражданской авиации чиновников. В сочетании с подъемом в экономике страны все это дало закономерный результат: стали расти объемы работ, увеличились доходы отрасли, появилась прибыль.

Но нынешний год - по каким-то еще подлежащим анализу причинам - несет в себе признаки неких качественных перемен и грядущих потрясений. Лишь намечавшиеся ранее тенденции приобретают все более конкретные черты.

Довольно стабильный в последние три года рост пассажироперевозок (примерно на 10% в год) этой весной неожиданно удвоился. По результатам пяти месяцев количество перевезенных пассажиров увеличилось на 20%, а пассажирооборот - на 24,1%. Эта несомненно позитивная для рынка воздушных перевозок новость таит в себе угрозу: те застарелые проблемы гражданской авиации, решение которых откладывалось из года в год, болезненно обострятся в ближайшее время.

Так, налет воздушных судов превышает все прогнозы, а значит, списание стареющих самолетов будет происходить раньше, чем ожидалось, и во весь рост встанет проблема недостатка провозных мощностей, конкурентоспособности воздушных судов отечественного производства. Возросшие пассажиропотоки и интенсивность воздушного движения обостряют проблему состояния наземной инфраструктуры, которая значительно устарела и в целом уже слабо соответствует запросам стремительно развивающихся перевозчиков.

Ожидать, что эти вопросы "рассосутся" сами собой, усилиями лишь участников рынка, было бы наивно. Их масштабы рано или поздно потребуют вмешательства государства. Ну а пока, подчиняясь законам саморегулирования, предприятия гражданской авиации сами, в меру собственных сил, предпринимают попытки устранения препятствий в своем развитии. Перечислю лишь некоторые основные тенденции, наметившиеся в последние месяцы.

  • Авиакомпании стали более активно, чем раньше, обновлять и пополнять парки воздушных судов. Произошло заметное событие - сразу три перевозчика ("Волга-Днепр", "КрасЭйр" и "ВИМ-авиа") ввезли, несмотря на высокие заградительные таможенные пошлины, иностранные воздушные суда, а некоторые другие авиакомпании вплотную подошли к тому, чтобы от слов перейти к делу. Вместе с тем отмечается некоторый рост поставок и заказов на новые самолеты отечественного производства.
  • В авиабизнес наконец-то пошел крупный капитал. Компания "Базовый элемент" приобрела "Авиалинии Кубани", а, по непроверенным пока до конца сведениям, "Сургутнефтегаз" стала основным акционером UTair. Укрепившаяся репутация авиаперевозчиков позволила им более уверенно выходить на рынки заимствований и ценных бумаг, работать с отечественной и зарубежной банковскими системами. "Волга-Днепр" и "Сибирь" в этом году заимствовали десятки миллионов долларов каждая, работая с иностранными финансовыми институтами.
  • Набирает обороты процесс укрупнения авиакомпаний. По этому пути продолжает двигаться "Сибирь", недавно отметившаяся двумя весьма проблемными сделками: по приобретению контрольного пакета акций Челябинского авиапредприятия и парка самолетов, ранее принадлежавших "Домодедовским авиалиниям". В перспективе этот шаг может вплотную приблизить "Сибирь" к крупнейшему перевозчику страны - "Аэрофлоту" по объемам выполняемых перевозок.
    Авиакомпания "Тесис", приобретя авиакомпанию "Ист Лайн", становится одним из крупнейших игроков на рынке грузовых и чартерных пассажирских авиаперевозок.
  • Обостряется конкуренция на рынке внутренних перевозок. Не только отечественные перевозчики, но и зарубежные вступают в борьбу за российского пассажира в региональных центрах.

В свою очередь крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" пытается подняться на новую ступень конкурентоспособности на мировых рынках, вступая в глобальный альянс перевозчиков SkyTeam. Теперь ей принципиально важно как можно скорее добиться начала строительства собственного терминала в "Шереметьево", и она настойчиво борется за принятие такого решения.

Еще одно событие этого года, которое наверняка повлияет на развитие событий на рынке воздушных перевозок, - административная реформа, полностью перекроившая структуру управления государством в целом и воздушным транспортом в частности. Если существовавшие до недавнего времени органы госрегулирования хотя и носили разные имена (ГСГА, ФСВТ, ФАС...), но оставались подобными хорошо изученному Министерству гражданской авиации, то пока еще не сформировавшаяся трехступенчатая структура (министерство - агентство - служба) построена на других принципах и способна преподнести немало сюрпризов участникам рынка.

Более подробное описание этих и других событий, анализ происходящего, комментарии и прогнозы экспертов, статистические данные, информацию о жизни мирового воздушного транспорта вы сможете найти на страницах этого и последующих номеров нашего журнала.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Комаров.

  • 24.01.2022 На что обратить особое внимание?
  • 01.12.2005 Заканчивается 2005 год, который был нелегким для гражданской авиации страны. Нелегким настолько, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта РФ обратилась в правительство с письмом, в котором сложившаяся в сфере авиационных перевозок ситуация дипломатично характеризуется как тревожная (наверное, правильнее было бы назвать ее чрезвычайной), требующая принятия немедленных мер по оздоровлению экономики национальных авиакомпаний.
  • 01.11.2005 До сих пор и в отрасли, и в умах госчиновников существует определенный стереотип мышления, сформировавшийся за многие десятилетия: "наш рынок всегда был изолирован и самобытен и потому может не слишком заботиться о конкурентоспособности в мировых масштабах". Весьма опасное заблуждение в нынешних условиях.
  • 01.09.2005 22 августа Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приостановила эксплуатацию всех четырнадцати самолетов Ил-96-300.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.