Сквозь льды

Пасмурная атлантическая распутица в европейской части России в середине декабря сменилась солнечными арктическими холодами, потом начались снегопады и неожиданно, как всегда, наступил Новый год.
2009 г. выдался тяжелым, и едва ли 2010 г. окажется сильно легче. Но не будем предаваться печали. Вопреки всевозможным объективным и субъективным обстоятельствам отрасль воздушных перевозок демонстрирует удивительную живучесть, и, надо думать, так будет и впредь. К тому же в декабре произошли события, побуждающие смотреть в будущее гораздо оптимистичнее.
Вероятно, на протяжении новейшей истории авиации еще не было такого, чтобы в течение менее чем месяца совершили первый полет сразу четыре совсем новых типа ВС. 10 декабря с заводского аэродрома Israel Aerospace Industries в Тель-Авиве совершил первый полет самолет G250, созданный компанией Gulfstream Aerospace совместно с IAI. Ввод в эксплуатацию машины намечен на 2011 г., это будет самый быстрый реактивный самолет в классе super-midsize. Gulfstream Aerospace с энтузиазмом смотрит на перспективы продаж G250, относящегося к верхнему ценовому сегменту.
На следующий день, 11 декабря, в Севилье состоялся долгожданный первый полет военно-транспортного Airbus A400M. Появление этого самолета не окажет прямого влияния на рынок гражданской авиации, поскольку его коммерческой версии в обозримом будущем ожидать не приходится, — да и военная программа, надо признать, отстает от первоначального графика года на три. Однако серьезное продвижение в программе A400M, по-видимому, позволит Airbus несколько перераспределить свой конструкторский потенциал и активизировать работы над широкофюзеляжным самолетом следующего поколения A350 XWB.
Это тем более актуально, поскольку 15 декабря с заводского аэродрома Boeing в Эверетте впервые взлетел самолет Boeing 787 Dreamliner. Эта программа также отстает от первоначального графика на 2,5 года, однако Boeing 787 — действительно самолет нового поколения, его планер на 50% состоит из композиционных материалов, на уровне систем реализовано много новых решений, а для изготовления реализована сложнейшая производственно-логистическая цепочка (отладка которой, в частности, и послужила причиной задержки программы). И хотя остаются скептики, сомневающиеся, например, в перспективах ремонта цельного композитного фюзеляжа в случае его повреждений в аэропорту или в долгосрочном поведении крупных композитных конструкций при эксплуатации в режиме дальнемагистрального лайнера, однако надо признать: принципиальный шаг сделан и самолет будущего уже летает.
Наконец, 17 декабря на аэродроме головного завода Eurocopter в Мариньяне (Франция) состоялся первый официальный полет нового двухдвигательного вертолета EC175. Помимо технических инноваций у этого вертолета, предназначенного в первую очередь для полетов вне береговой линии, интересна производственная схема: программа EC175 реализуется на паритетных началах совместно с китайской компанией Avicopter, а первым заказчиком новой модели стал крупнейший российский вертолетный оператор UTair. Кстати, надо отметить, что неофициальный первый полет EC175 состоялся еще 4 декабря, так что перечисление декабрьских достижений можно было бы начать и с него.
Эти события во всех сегментах ВС показывают, что, несмотря на кризис, мировая авиационная промышленность продолжает активное развитие и это, несомненно, скажется и на отрасли авиаперевозок. Аналогичных шагов можно ждать и от российского авиапрома. Программа Sukhoi Superjet 100 пока отстает от графика, но можно надеяться, что в 2010 г. сертификационный процесс пойдет активнее и первые заказчики нового российского самолета получат эту машину. Также можно ожидать и активного выхода на российский рынок регионального самолета Ан-148. Развитие сегмента региональных перевозок вполне может дать новый импульс для всей гражданской авиации России. Наконец, можно надеяться, что продолжится интенсивная работа над самолетом МС-21 — для него соблюдение намеченного графика особенно важно, поскольку необходимо опередить появление нового поколения узкофюзеляжных машин от ведущих мировых производителей.
Получается, что для авиационной промышленности мы сформулировали вполне конкретные новогодние пожелания. Для нашей отрасли воздушного транспорта пожелания не менее конкретны: нужна надежная работа, совершенствование бизнес-схем, рост конкурентоспособности. Кризис преодолеем. С Новым годом!

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.