АТО-телеграф
ATO.ru — Лизинговым компаниям вскоре, вероятно, придется искать новых клиентов для значительного количества самолетов Airbus семейства A320neo с редукторными двигателями Pratt & Whitney (GTF), после того как испытывающий в последние годы финансовые потрясения бюджетный американский перевозчик Spirit Airlines подал заявку на отказ от 87 таких узкофюзеляжных самолетов.
Проходящая повторную реструктуризацию и находящаяся под защитой от банкротства Spirit на прошлой неделе достигла договоренности с AerCap о возврате лизингодателю 27 самолетов семейства A320neo. Теперь лоукостер рассчитывает отказаться еще от 87 узкофюзеляжных Airbus — как "классических" ceo, так и neo, проведя переговоры с рядом лизинговых компаний.
Из этих 87 самолетов 67 — neo, многие из которых, вероятно, требуют технического обслуживания и доработок двигателей GTF.
По некоторым данным, по состоянию на октябрь, порядка 40 A320neo авиакомпании были выведены из расписания по причине проблем с двигателями.
Фото: Airbus.
ATO.ru — Норильская авиакомпания NordStar сообщила, что 3 октября перевезла миллионного пассажира по итогам работы с начала 2025 года.
Гендиректор авиакомпании NordStar Леонид Мохов, прокомментировав встречу юбилейного пассажира, заявил: "Регистрация миллионного пассажира — событие, которое имеет особую значимость для авиакомпании и свидетельствует о стабильном росте пассажиропотока".
На самом деле пассажирский трафик перевозчика остается на прежнем уровне: в 2024 году миллионного пассажира авиакомпания встречала 8 октября.
В этом году авиакомпания запустила/восстановила несколько новых маршрутов: из Братска в Сочи (с июня), из Норильска в Геленджик (в августе), а со следующей недели рейсы в Краснодар будут выполняться из Норильска, Челябинска и Москвы. Полеты в Геленджик и Краснодар на юге страны стали возможны после снятия с них ограничений, введенных вскоре после начала СВО.
В 2024 году NordStar перевезла на своих рейсах более 1,255 млн пассажиров, из них почти половину — из базового аэропорта Норильска (около 600 тыс. человек).
Флот авиакомпании состоит из среднемагистральных самолетов Boeing 737-800 и Boeing 737-300. Ее базовыми аэропортами являются Домодедово (Москва), Красноярск и Алыкель (Норильск). NordStar входит в топ-15 крупнейший перевозчиков РФ.
Фото: аэропорт Домодедово.
ATO.ru — В 2025 году Московский авиационный институт (МАИ) зачислил на очную форму обучения 797 иностранных абитуриентов — это рекорд за историю университета. Лидируют среди поступивших граждане Китая: вместе с первокурсниками общее число маевцев из этой страны превысило 650.
Всего в МАИ обучаются более 1900 студентов из 83 стран. Наиболее крупные контракты на обучение заключены с КНР, Малайзией, Вьетнамом, ОАЭ. Также значительное количество студентов поступило из Узбекистана, Казахстана, Беларуси, Индии, Египта, Туркменистана и Зимбабве.
В настоящее время на английском языке ведется обучение по программам направлений "Авиастроение", "Двигатели летательных аппаратов", "Ракетные комплексы и космонавтика", "Системы управления летательных аппаратов", сообщил институт.
Фото: МАИ.
Также МАИ реализует с зарубежными университетами и корпорациями программы двойных дипломов. В числе партнеров Северо-Западный политехнический университет, Шанхайский университет Цзяо Тун, Харбинский политехнический университет, Чжэцзянский университет и Бэйханский университет (Китай). С 2023 года запущена совместная программа бакалавриата с университетом Халифы (ОАЭ) по направлению "Авиастроение". Обучение по ней проходят свыше 80 человек. — ATO.ru.
ATO.ru — "ЮТэйр — Вертолетные услуги", одно из крупнейших специализированных вертолетных предприятий России, договорилось с ГТЛК о приобретении на условиях финансового лизинга шести новых вертолетов Ми-8МТВ-1, сообщил лизингодатель.
Контракты заключены в рамках реализации инвестпроекта с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
ГТЛК рассчитывает принять воздушные суда на Казанском вертолетном заводе холдинга "Вертолеты России" и передать борта эксплуатанту до конца 2025 года.
Вертолетное подразделение группы "ЮТэйр" предоставляет услуги предприятиям топливно-энергетического комплекса. Воздушные суда, используемые компанией, работают также по заказам медицинских учреждений, предприятий авиационной охраны лесов, осуществляют перевозку населения из труднодоступных и отдаленных регионов Западной Сибири.
Всего в 2025 году ГТЛК планирует передать российским авиакомпаниям по ФНБ-проекту 30 вертолетов Ми-8 современных модификаций.
ATO.ru — В январе–августе 2025 года трафик аэропортов на Дальнем Востоке вырос к аналогичному периоду прошлого года на 7,1%, до 9,9 млн пассажиров.
Из них на рейсах по России перевезено 9,4 млн чел., на международных — 527 тыс. пасс., сообщила Росавиация.
Топ-5 аэропортов ДФО по пассажиропотоку внутри страны: Хабаровск — 1,721 млн, Владивосток — 1,718 млн, Южно-Сахалинск — 988 тыс., Якутск — 697 тыс., Петропавловск-Камчатский — 646 тыс.
ATO.ru — Авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") назвала самые популярные и быстрорастущие внутренние направления из Санкт-Петербурга по итогам этого лета.
В топ-5 самых популярных направлений вошли: Москва (перевезено 678 тыс. пасс.), Калининград (127 тыс.), Сочи (81 тыс.), Мурманск (72,6 тыс.), Екатеринбург (66,8 тыс.).
Самыми быстрорастущими направлениями этого лета из Санкт-Петербурга стали: Пенза (прирост пассажиропотока 31% год к году), Апатиты (+28%), Оренбург (+23%), Волгоград (+11%), Екатеринбург (+10%).
ATO.ru — Авиакомпании группы "Аэрофлот" ("Аэрофлот", "Россия" и "Победа") с июня по август перевезли в/из Калининграда 1,078 млн пассажиров — на 7% больше, чем летом 2024 года.
В течение летнего сезона авиакомпании группы "Аэрофлот" выполняли рейсы в Калининград из Москвы и Санкт-Петербурга ("Аэрофлот", "Россия", "Победа"), Екатеринбурга ("Победа"), Чебоксар ("Аэрофлот").
Львиная доля этих пассажиров перевезена между Москвой и Калининградом — почти 794 тыс. человек (+3% год к году). Между Санкт-Петербургом и Калининградом перевезено 259 тыс. пассажиров, прирост составил 14%. Между Екатеринбургом и Калининградом путешествовало 19 тыс., что на 31% больше, чем в прошлом году. Рейс между Чебоксарами и Калининградом был впервые запущен в летнем сезоне 2025 года, и на нем перевезено 5,8 тыс. человек.
Калининград традиционно входит в число самых популярных и востребованных внутренних направлений группы. По итогам лета маршрут между столицей и Калининградом вошел в топ-3 по пассажиропотоку.
По итогам работы в январе–августе 2025 года группа "ЮТэйр" несколько снизила основные производственные показатели. За 8 месяцев группа в общей сложности перевезла 4,675 млн пассажиров (–1% год к году), из них 4,237 млн человек — на самолетах (–1%) и 438,2 тыс. — на вертолетах (–2%).
И если внутренний пассажиропоток "самолетного" подразделения (3,366 млн человек) вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то международный трафик сократился на значительные 17,4%, до 871,6 тыс. человек.
Было перевезено 8,2 тыс. т грузов (–15,9%) и 1,0 тыс. т почты (–53,3%). Производственный налет составил 104,8 тыс. часов (–1,8%).
На вертолетах группы пассажиропоток снизился на 2%. Было перевезено 68,8 тыс. т грузов (+67,2%); производственный налет составил 72,3 тыс. часов (–3,8%).
Фото: "ЮТэйр".
ATO.ru — Загрузка кресел крупнейшей частной авиакомпании РФ — S7 Airlines за летний период увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и достигла почти 96%.
За три месяца авиакомпания перевезла более 3,7 млн пассажиров (1,13 млн пасс. в июне, 1,31 млн в июле, свыше 1,32 млн чел. в августе) и выполнила 28 тыс. рейсов; динамику по сравнению с прошлогодними показателями S7 не предоставила.
Но в компании отметили, что количество пассажиров, воспользовавшихся услугами бизнес-класса, продемонстрировало значительный рост, увеличившись почти на 40% и превысив 110 тыс. человек за летние месяцы (что составляет 3% от общего количества пассажиров).
Рост пассажиропотока был зафиксирован на рейсах из Новосибирска в Алма-Ату, Баку и Калининград.
Самыми популярными внутренними направлениями стали рейсы между Новосибирском и Москвой, а также из Новосибирска в Сочи и Санкт-Петербург. Среди зарубежных направлений лидерами по пассажиропотоку стали рейсы из Новосибирска в Бишкек и Пекин, а также из Москвы в Ашхабад.
S7 Airlines летом запустила ряд новых и возобновленных маршрутов: в Геленджик из Москвы и Новосибирска, из Москвы в Новокузнецк, из Новосибирска в Чимкент и Иссык-Куль.
ATO.ru — "Аэрофлот" запускает ряд рейсов из Екатеринбурга (SVX). Так, 29 сентября авиакомпания начнет выполнять регулярные рейсы из столицы Урала в Нячанг (Вьетнам), а также возобновит полеты в Бангкок. В октябре начнутся полеты из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и Гоа.
С 3 октября "Аэрофлот" запускает прямые регулярные рейсы между Екатеринбургом и Новосибирском, являющимися базовыми аэропортами его частных конкурентов — авиакомпаний "Уральские авиалинии" и S7 Airlines соответственно. Вылет из Екатеринбурга будет осуществляться по средам и воскресеньям, обратный рейс из Новосибирска — по пятницам. Воздушную линию между столицами Урала и Сибири будет обслуживать лайнер Boeing 737 в двухклассной компоновке.
В текущем сезонном расписании группа "Аэрофлот" выполняет полеты из Екатеринбурга по семи направлениям, включая Москву. Авиакомпания "Аэрофлот" предлагает собственные регулярные рейсы в Москву, Сочи, Анталью, Ереван, Санья, Стамбул, Пхукет.